В течение учебного года основной целью деятельности ПС являлось психолого-педагогическое сопровождение учащихся с нарушением интеллекта и ЗПР в процессе обучения и воспитания в соответствии с их психофизическими и возрастными особенностями.
Для достижения поставленной цели разработаны следующие задачи:
- Способствовать созданию благоприятного для развития ребенка социально-психологического климата, основанного на продуктивном общении детей со взрослыми и сверстниками.
2. Развитие индивидуальных особенностей детей — интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов и др.
4. Развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) педагогов, родителей и учащихся.
5. Реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возрастного периода.
6. Помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач обучения, социализации: учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, педагогами.
7. Коррекция проблем развития ребенка с нарушением интеллекта и ЗПР, и предупреждение их возникновения.
8. Оказание своевременной психологической помощи и поддержки как детям, так и их родителям, воспитателям, учителям.
9. Организовывать работу по профилактике нарушения половой неприкосновенности учащихся, насилия, буллинка, вредных привычек, аутодеструктивного поведения.
Основные направления деятельности педагога-психолога на протяжении учебного года:
- Организационно-методическая работа.
- Психодиагностика.
- Коррекционно-развивающее направление.
- Психологическое консультирование и просвещение.
- Профилактическая работа.
В направлении организационно-методической работы в течение учебного года проводились следующие виды деятельности:
- Работа по оснащению кабинета психолога необходимым инструментарием и ТС.
В начале учебного года был подготовлен кабинет психолога, проведено оснащение необходимым диагностическим инструментарием. Проверено техническое состояние компьютерной техники, оборудования сенсорной комнаты. Все поддерживается в рабочем состоянии. В течение учебного года кабинет и сенсорная комната были дооснащены мебелью и оборудованием (МФУ, песочный стол с подсветкой, музыкальный центр, ковер, пузырьковая колонна, зеркальный шар с источником света, фиброоптический напольный ковер, ортопедическая парта и стул), которые были введены в практическую работу педагога-психолога.
- Оформление плановой документации.
Составлен план работы ПС на год, а также программы коррекционно - развивающей, профилактической и просветительской деятельности. Составлена циклограмма работы педагога –психолога на неделю.
- Изучение личных дел вновь прибывших учащихся. Изучены характеристики, заключения районного ПМПК, карты психологической диагностики.
- Также в начале учебного года были просмотрены личные дела вновь прибывших учащихся, на них заведены и заполнены психолого-педагогические карты развития.
- Оформление журналов учета деятельности психологической службы.
Заведены журналы учета: работы с родителями, работы с педагогами и смежными специалистами, индивидуальной работы с учащимися, групповой работы с учащимися, экспертной работы, организацилонно-методической работы, диагностической работы. Журналы заполнялись своевременно в течение учебного года.
- Анализ специальной литературы для решения коррекционных и развивающих задач психологической службы. В течение учебного года изучались нормативные документы, методические рекомендации.
- Подготовка и участие в работе заседаний СППС. Проведено три заседания: по адаптации учащихся первых классов, по результатам работы педагогов в первых классах, по преемственности обучения в 4-а классе.
- Оформление документации по результатам психологической диагностики.
В течение учебного года систематически проводилась работа по оформлению результатов психодиагностики: заполнены психолого-педагогические карты развития на всех учащихся, по каждому виду диагностики подготовлен анализ результатов.
- Составление психолого - педагогических характеристик на учащихся
С начала учебного года ПС совместно с педагогами по запросу родителей подготавливались и предоставлялись характеристики учащихся для представления на районное ПМПК, на КЗПН, на МСЭК и т.д. Всего подготовлено и выдано 28 характеристик для предоставления в иные организации и комиссии, медицинские учреждения. В мае месяце совместно с педагогами подготовлены текущие характеристики на всех учащихся школы (115 характеристик). ПС школы разработана и внедрена в практику новая, более развернутая и информативная схема характеристики на учащихся индивидуального надомного обучения, отработана при составлении характеристик совместно с педагогами.
- Работа со смежными специалистами: социальным педагогом, медработником, логопедом, школьным участковым инспектором, специалистами районного ПМПК.
В течение учебного года как планово, так и по запросу осуществлялась связь со смежными специалистами при психолого-педагогичеком сопровождении учащихся и их семей (запись и сопровождение детей на районную ПМПК, связь со специалистами ПНД г.Алтай, взаимодействие с инспекторами ИДН) Проводилась взаимная консультативно-диагностическая деятельность по диагнозам детей, перспективам развития и обучения, выбору программы обучения, профилактике эмоционально – психического напряжения и девиантного поведения учащихся. На районную ПМПК представлен 31 учащийся, для получения рекомендаций по дальнейшей программе обучения.
- Участие в педагогических советах, методических семинарах, совещаниях при завуче и при директоре согласно плана УМР школы с докладами на темы:
- О результатах входящей диагностики учащихся.
-Особенности социализации выпускников КГУ «Специальная школа – интернат № 1» УО ВКО за 2019-2023 гг.
- Нейропсихологические основы развивающей работы с учащимися с ООП.
- Посещение уроков и внеклассных мероприятий. Всего посещено 7 занятий, с целью оказания экспертной помощи.
- Участие в мероприятиях района и области:
Выступление на семинаре педагогов-психологов района Алтай по теме ««Психолого – педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями», 15.03.2024 г
В областном конкурсе педагогического мастерства «Лучший педагог специальной организации образования», Региональный научно-методический центр информатизации и развития образования "Örken" 10.04.2024
Диагностическое направление осуществлялось в индивидуальной и групповой форме. Были проведены следующие виды психодиагностической деятельности:
1. Диагностика готовности к обучению учащихся 1-х классов, и повторная психологическая диагностика в апреле месяце. Анализ и результаты с рекомендациями представлены на заседании СППС, а также на совещании при директоре.
2. Психологическая диагностика вновь прибывших учащихся в течение года (24 человека, в т.ч. 0-1 кл).
3. Диагностика склонности к антивитальному поведению (8 - 10кл.) в октябре месяце проводилась в форме опросника «Исследование суицидальной направленности личности». По результатам диагностики учащихся с суицидальной направленностью не выявлено.
4. Методом психолого-педагогического наблюдения в октябре была проведена диагностика адаптации учащихся 5-а класса. Выявлен низкий уровень адаптации у одного ученика – С. Б.
5. В ноябре проведено анкетирование учащихся среднего и старшего звена (с 5 по 10 кл.) по ЗОЖ. Целью было выяснить, придерживаются ли учащиеся режима дня и правильного питания, соблюдают ли правила гигиены, как предпочитают проводить свободное время, имеют ли вредные привычки. Выявлено, что из 39 опрошенных 6 человек (15%) имеют вредную привычку – курение. Учащихся, постоянно употребляющих алкоголь или наркотики, не выявлено. Половина опрошенных с 7 по 9 класс отметили, что у них часто бывают головные боли. Также половина опрошенных в 8а, 9а, 10а считают, что часто болеют простудными заболеваниями. Занимаются спортом 56% учащихся. Соблюдают режим питания 87% учащихся, они питаются 4-5 раз в день. Большинство учащихся – 64%- соблюдают режим дня. В свободное время ребята предпочитают играть, гулять, «сидеть в телефоне» или смотреть телевизор, заниматься спортом, читать.
6. Анкетирование по профилактике буллинга было проведено в ноябре месяце. Случаев систематического буллинга не выявлено, однако есть учащиеся (20% опрошенных), которые отмечают, что иногда им приходилось терпеть оскорбления, обиду со стороны других учащихся школы.
- В декабре-январе были проведены социометрические исследования во 3-9 классах. По результатам диагностики классов с низкой степенью благополучия социально-психологического климата не наблюдается.
- Тестирование по профилактике ВИЧ-Спид было проведено в декабре месяце среди учащихся 8а,9а, классов, после проведения групповых занятий по данной теме.
- В феврале было проведено анкетирование выпускников 10 классов по дальнейшему жизненному определению, по результатам опроса всем учащимся были даны индивидуальные консультации.
- В марте-апреле месяце были проведены психодиагностические исследования познавательных процессов учащихся 4-б класса, для предоставления на районную ПМПК. Результаты отражены в характеристиках учащихся.
- Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения проводилось в апреле месяце методом онлайн-анкетирования. Результаты представлены на совещании при директоре. Родителями дана положительная оценка работы школы.
- Также в апреле была проведена диагностика самочувствия учащихся в школе среди учащихся 7-9 классов. Случаев дезадаптации не выявлено.
- В апреле - мае месяце проводилась индивидуальная диагностика для предоставления учащихся на районную ПМПК.
- В мае был проведен опросник профессиональных интересов и склонностей учащихся выпускного класса.
- По окончании учебного года был проведен опрос среди педагогов о взаимодействии с психологической службой в течении года.
Запланированный на учебный год объем диагностических исследований был выполнен, при замене одного запланированного вида диагностики (анкетирование родителей надомного обучения) на внеплановые, которые были более актуальными. Было проведено с учащимися 35 диагностических исследований группой и подгруппой, 43 -индивидуально, 1 онлайн-опрос с педагогами, 1 – с родителями.
Коррекционно-развивающее направление реализовывалось в форме групповых и подгрупповых занятий с учащимися в 0- 6 классах с нарушениями интеллекта, в 1-4 классах ЗПР. Учащиеся классов с нарушением интеллекта с 0 по 6 класс занимались по «Программе коррекционно-развивающих занятий для учащихся с интеллектуальной недостаточностью» разработанной с учетом возможностей учащихся с ООП, учащиеся с ЗПР – по «Программе развития познавательных процессов младших школьников с ЗПР».
Основными задачами коррекционно-развивающей работы являются:
1) Развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций:
- Предполагает стимуляцию познавательной активности как средства формирования устойчивой познавательной мотивации;
- Развитие внимания (устойчивость, концентрация, повышение объема, переключение, самоконтроль);
- Развитие памяти (расширение объема, устойчивость, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти);
- Развитие восприятия (пространственного, слухового, фонематического), пространственных и временных представлений, сенсомоторной координации;
- Формирование мыслительной деятельности: стимуляция мыслительной активности, формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, выделения существенных признаков и закономерностей), развитие элементарного умозаключающего мышления и гибкости мыслительных процессов.
- Развитие речи и коррекция звукопроизношения (развитие артикуляционной моторики, развитие общей и мелкой моторики, развитие фонематического восприятия, профилактики дизграфии и дислексии).
2) Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков.
Главное в этом направлении – формирование способности управлять эмоциями, понимания чувств других людей. Задачи данного направления – гармонизация аффективной сферы; профилактика и устранение встречающихся аффективных и негативистических проявлений и других отклонений в поведении; предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера; развитие и тренировка механизмов, обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям; создание условий для развития самосознания и формирования адекватной самооценки; развитие социальных эмоций, развитие коммуникативных способностей (в том числе стимуляция коммуникативной активности, создание условий, обеспечивающих формирование полноценных эмоциональных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками).
3) Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения.
Работа ведется в нескольких направлениях, связанных с формированием определенного комплекса умений: ставить и удерживать цель деятельности, планировать действия, определять и сохранять способ действий, использовать самоконтроль на всех этапах деятельности, осуществлять словесный отчет о процессе в результатах деятельности, оценивать процесс и результат деятельности.
Занятия проводились 1 раз в неделю, по циклограмме. Основная психокоррекционная работа была направлена на учащихся младшего школьного возраста, с учетом сензитивности возрастного периода.
Всего за учебный год было проведено в классах ЗПР с 1 по 4 класс 77 занятий по программе, в классах ЛНИ 119 групповых и подгрупповых занятий по программе.
- Психопрофилактическая работа проводилась в течение года как по плану, так и по запросам - индивидуальная работа с вновь прибывшими, направленная на профилактику явлений дезадаптации, посещение учащихся на дому, работа с родителями, групповые занятия с учащимися. В этом учебном году продолжилась работа по профилактике насилия в отношении несовершеннолетних, по защите половой неприкосновенности учащихся и формировании у детей умения придерживаться правил безопасности жизнедеятельности.
В 1-х классах в течение 1 четверти велась работа по сопровождению первоклассников с целью профилактики явлений дезадаптации. Она включала в себя диагностику, консультирование, групповые и индивидуальные занятия с учащимися, консультирование родителей. Учащиеся достаточно быстро и успешно адаптировались к обучению.
По программе профилактики антивитального поведения проводились ежемесячно занятия в среднем и старшем звене по следующей тематике: «Я сам строю свою жизнь» (9-10кл), «Барьеры непонимания» (8кл), «Наши чувства и действия» (7 кл), «Подарок самому себе» (5-6 кл). В каждом классе, с 4 по 10 кл, были проведены беседы о деструктивных играх. С отдельными учащимися, по запросу, проводились профилактические беседы. Также велась работа с педагогами по запросу, где они были информированы о действиях по предотвращению проблемных ситуаций с учащимися.
Мероприятия по профилактике буллинга в школьной среде с учащимися, педагогами и родителями проводились согласно плана, онлайн и офлайн. На лекциях и занятиях разъяснялась опасность этого явления, и способы его предотвращения.
В целях профилактики ранних половых связей, подростковой беременности и ИППП, с юношами и девушками 8-10 классов проведены ряд занятий на тему «Когда девушка взрослеет», «Мальчик становится мужчиной», «Границы моего тела», «Когда мы взрослеем». «Любовь или преступление?», «Умей сказать НЕТ!» где была дана информация о различных аспектах отношений полов, разъяснены психофизиологические различия полов, репродуктивной функции человека и физиологических особенностях своего пола. Было проведено занятие с учащимися 8-10 класса «Остановите СПИД», целью которого являлась профилактика распространения инфекции и информирование учащихся о способах ее распространения, а также о предохранении от ВИЧ.
С учащимися 5- 10 класса были проведены беседы по профилактике насилия в отношении несовершеннолетних, по предупреждению нарушения половой неприкосновенности несовершеннолетних.
Было проведено всего 90 групповых занятий и бесед различной тематики: по половому воспитанию, профилактике нарушений половой неприкосновенности несовершеннолетних, противодействию насилию и буллингу в отношении несовершеннолетних; профилактике деструктивных игр и антивитального поведения, по основам безопасного поведения в школе и дома, на каникулах, и профилактике детского травматизма,
В целях профилактики девиантного поведения ПС планово участвовала в ежемесячных заседаниях школьного совета по профилактике правонарушений. Регулярно проводятся встречи, беседы с учащимися «группы риска» с целью контроля психоэмоционального состояния, также, по возможности – с их родителями.
В течение учебного года проведено 21 посещение квартир учащихся совместно с соцпедагогом (в т.ч. учащихся надомного обучения), проведены беседы с родителями, обследованы жилищно – бытовые условия. Посещены вновь прибывшие дети, а также семьи учащихся, стоящие на внутришкольном контроле. Проведены беседы с родителями и учащимися об организации обучения, даны рекомендации по работе с ребенком, соблюдении режима дня и т.д. Выявлены материальные условия и возможности семьи. Все «неблагополучные» семьи отрабатываются совместно с социальным педагогом и ИДН р-на Алтай, и держатся на контроле в течение года на контроле.
Психологическое консультирование и просвещение проводилось со всеми участниками учебно – воспитательного процесса. За учебный год проведено 152 консультации родителей по разным направлениям, основные из которых:
- консультирование с рекомендациями по проблемам обучения и воспитания ребенка
- выявление анамнеза ребенка, особенностей его развития, сбор сведений о семье ребенка, состоянии его здоровья и т.д.
- ознакомление родителей с результатами психологической диагностики учащихся;
- консультирование по поводу обращений с ребенком к другим специалистам (к врачу, в соц. службы, к логопеду и т.д.)
- разъяснение по вопросам установления инвалидности ребенка
- рекомендации по избавлению от вредных привычек для родителей
- обращение по поводу проблем в семье (супружеские отношения, детско-родительские отношения)
- рекомендации по режиму дня школьника
- подготовка учащихся на ПМПК и т.д.
Беседы с родителями проводились как по инициативе ПС или педагогов, так и по обращениям родителей. Работа с родителями ведется в тесном сотрудничестве с социальным педагогом школы.
С учащимися было проведено 171 индивидуальная консультация, как по запросу педагогов, так и по инициативе самих учащихся или педагога-психолога. Темы консультаций: посещаемость, психологическая поддержка, контроль психоэмоционального состояния учащихся и его стабилизация, взаимоотношения с одноклассниками, взаимоотношения с родителями, профилактика ранних половых связей, профилактика насилия в отношении несовершеннолетних, жизненное самоопределение.
В течение учебного года было проведено 131 консультация с педагогами, а также со смежными специалистами по различным вопросам. Основные темы: запрос на работу с учащимся по выявленным проблемам, совместное составление характеристик на учащихся, информирование о проблемах обучения и воспитания и работа по их решению, подготовка к заседанию СППС, педсовету, методическому совещанию, совместная работа с родителями и т.д.
По окончании учебного года был проведен опрос педагогического коллектива по взаимодействию с ПС, участие приняли 42 человека. Получены следующие результаты:
В течение года неоднократно обращался к педагогу-психологу по различным вопросам – 69%
Обращался 2-3 раза – 24%.
Ни разу не взаимодействовал с педагогом-психологом – 7%
Если вы обращались к педагогу-психологу, получили ли вы помощь в решении своих вопросов?
Да – 93%
Не обращался ни разу – 7%
С какими запросами вы чаще всего обращались к педагогу-психологу?
Взаимодействие с учениками–69%
Взаимодействие с родителями – 33%
Взаимодействие с коллегами, с другими специалистами – 9%
Организационно-методические(подготовка к педсоветам, семинарам
и т.д., подготовка характеристик, разработка планов, программ) – 43%
Не могу выделить что то одно, обращался по широкому кругу вопросов. –31%
Не обращался с запросами к психологу ни разу. – 5%
Как вы оцениваете деятельность педагога-психолога за учебный год?
Положительно – 95%%
Удовлетворительно – 5%
Отрицательно – 0%
По результатам опроса, педагогическим коллективом дана положительная оценка работе ПС школы.
По итогам анализа работы ПС за 2023-2024 год можно сделать вывод, что запланированные виды деятельности были реализованы.