Отчет о деятельности Психологической Службы за 2023 – 2024уч.г.
images/slider_kz.jpg

В течение учебного года основной целью деятельности ПС являлось психолого-педагогическое сопровождение учащихся с нарушением интеллекта и ЗПР в процессе обучения и воспитания в соответствии с их психофизическими и возрастными особенностями.

Для достижения поставленной цели разработаны следующие задачи:

  1. Способствовать созданию благоприятного для развития ребенка социально-психологического климата, основанного на продуктивном общении детей со взрослыми и сверстниками.

2. Развитие индивидуальных особенностей детей — интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов и др.

4. Развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) педагогов, родителей и учащихся.

5. Реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возрастного периода.

6. Помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач обучения, социализации: учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, педагогами.

7. Коррекция проблем развития ребенка с нарушением интеллекта и ЗПР, и предупреждение их возникновения.

8.  Оказание своевременной психологической помощи и поддержки как детям, так и их родителям, воспитателям, учителям.

9. Организовывать работу по профилактике нарушения половой неприкосновенности учащихся, насилия, буллинка, вредных привычек, аутодеструктивного поведения.

           Основные направления деятельности педагога-психолога на протяжении учебного года:

  • Организационно-методическая работа.
  • Психодиагностика.
  • Коррекционно-развивающее направление.
  • Психологическое консультирование и просвещение.
  • Профилактическая работа.

В направлении организационно-методической работы в течение учебного года проводились следующие виды деятельности:

  1. Работа по оснащению кабинета психолога необходимым инструментарием и ТС.

В начале учебного года был подготовлен кабинет психолога, проведено оснащение необходимым диагностическим инструментарием. Проверено техническое состояние компьютерной техники, оборудования сенсорной комнаты. Все поддерживается в рабочем состоянии. В течение учебного года кабинет и сенсорная комната были дооснащены мебелью и оборудованием (МФУ, песочный стол с подсветкой, музыкальный центр, ковер, пузырьковая колонна, зеркальный шар с источником света, фиброоптический напольный ковер, ортопедическая парта и стул), которые были введены в практическую работу педагога-психолога.

  1. Оформление плановой документации.

Составлен план работы ПС на год, а также программы коррекционно - развивающей, профилактической  и просветительской деятельности. Составлена циклограмма работы педагога –психолога  на неделю.

  1. Изучение личных дел вновь прибывших учащихся. Изучены характеристики, заключения районного ПМПК, карты психологической диагностики.
  2. Также в начале учебного года были просмотрены личные дела вновь прибывших учащихся, на них заведены и заполнены психолого-педагогические карты развития.
  3. Оформление журналов учета деятельности психологической службы.

Заведены журналы учета: работы с родителями, работы с педагогами и смежными специалистами, индивидуальной работы с учащимися, групповой работы с учащимися, экспертной работы, организацилонно-методической работы, диагностической работы. Журналы заполнялись своевременно в течение учебного года.

  1. Анализ специальной литературы для решения коррекционных и развивающих задач психологической службы. В течение учебного года изучались нормативные документы, методические рекомендации.
  2. Подготовка и участие в работе заседаний СППС. Проведено три заседания: по адаптации учащихся первых классов, по результатам работы педагогов в первых классах, по преемственности обучения в 4-а классе.
  3. Оформление документации по результатам психологической диагностики.

В течение учебного года систематически проводилась работа по оформлению результатов психодиагностики: заполнены психолого-педагогические карты развития на всех учащихся, по каждому виду диагностики подготовлен анализ результатов.

  1. Составление психолого - педагогических характеристик на учащихся

С начала учебного года ПС совместно с педагогами по запросу родителей подготавливались и предоставлялись характеристики учащихся для представления на районное ПМПК, на КЗПН, на МСЭК и т.д.  Всего подготовлено и выдано 28 характеристик  для предоставления в иные организации и комиссии, медицинские учреждения. В мае месяце совместно с педагогами подготовлены  текущие характеристики на всех учащихся школы (115 характеристик). ПС школы разработана и внедрена в практику новая, более развернутая и информативная схема характеристики на учащихся индивидуального надомного обучения, отработана при составлении характеристик совместно с педагогами.

  1. Работа со смежными специалистами: социальным педагогом, медработником, логопедом, школьным участковым инспектором, специалистами районного ПМПК.

В течение учебного года как планово, так и по запросу осуществлялась связь со смежными специалистами при психолого-педагогичеком сопровождении учащихся и их семей  (запись и сопровождение детей на районную ПМПК, связь со специалистами ПНД г.Алтай, взаимодействие с инспекторами ИДН) Проводилась взаимная консультативно-диагностическая деятельность по диагнозам детей, перспективам развития и обучения, выбору программы обучения, профилактике эмоционально – психического напряжения и девиантного поведения учащихся. На районную ПМПК представлен 31 учащийся, для получения рекомендаций по дальнейшей программе обучения.

  1. Участие в педагогических советах, методических семинарах, совещаниях при завуче и при директоре согласно плана УМР школы с докладами на темы:

- О результатах входящей диагностики учащихся.

-Особенности социализации выпускников КГУ «Специальная школа – интернат № 1» УО ВКО за 2019-2023 гг.

  - Нейропсихологические основы развивающей работы с учащимися с ООП.

  1. Посещение уроков и внеклассных мероприятий. Всего посещено 7 занятий, с целью оказания экспертной помощи.
  2. Участие в мероприятиях района и области:

Выступление на семинаре педагогов-психологов района Алтай по теме ««Психолого – педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями», 15.03.2024 г

В областном конкурсе педагогического мастерства «Лучший педагог специальной организации образования», Региональный научно-методический центр информатизации и развития образования "Örken" 10.04.2024

Диагностическое направление осуществлялось в индивидуальной и групповой форме. Были проведены следующие виды психодиагностической деятельности:

1. Диагностика готовности к обучению учащихся 1-х классов, и повторная психологическая диагностика в апреле месяце. Анализ и результаты с рекомендациями представлены на заседании СППС, а также на совещании при директоре.

2. Психологическая диагностика вновь прибывших учащихся в течение года (24 человека, в т.ч. 0-1 кл).

3. Диагностика склонности к антивитальному поведению (8 - 10кл.) в октябре месяце проводилась в форме опросника «Исследование суицидальной направленности личности».  По результатам диагностики учащихся с суицидальной направленностью не выявлено.

4. Методом психолого-педагогического наблюдения в октябре была проведена диагностика адаптации учащихся 5-а класса. Выявлен низкий уровень адаптации у одного ученика – С. Б.   

5. В ноябре проведено анкетирование учащихся среднего и старшего звена (с 5 по 10 кл.) по ЗОЖ. Целью было выяснить, придерживаются ли учащиеся режима дня и правильного питания, соблюдают ли правила гигиены, как предпочитают проводить свободное время, имеют ли вредные привычки. Выявлено, что из  39 опрошенных 6 человек (15%) имеют вредную привычку – курение. Учащихся, постоянно употребляющих алкоголь или наркотики, не выявлено. Половина опрошенных с 7 по 9 класс отметили, что у них часто бывают головные боли. Также половина опрошенных в 8а, 9а, 10а считают, что часто болеют простудными заболеваниями. Занимаются спортом 56% учащихся. Соблюдают режим питания 87% учащихся, они питаются 4-5 раз в день. Большинство учащихся – 64%- соблюдают режим дня. В свободное время ребята предпочитают играть, гулять, «сидеть в телефоне» или смотреть телевизор, заниматься спортом, читать.

6. Анкетирование по профилактике буллинга было проведено в ноябре месяце. Случаев систематического буллинга не выявлено, однако есть учащиеся (20% опрошенных), которые отмечают, что иногда им приходилось терпеть оскорбления, обиду со стороны других учащихся школы.

  1. В декабре-январе были проведены социометрические исследования во 3-9 классах. По результатам диагностики классов с низкой степенью благополучия социально-психологического климата не наблюдается.
  2. Тестирование по профилактике ВИЧ-Спид было проведено в декабре месяце среди учащихся 8а,9а, классов, после проведения групповых занятий по данной теме.
  3. В феврале было проведено анкетирование выпускников 10 классов по дальнейшему жизненному определению, по результатам опроса всем учащимся были даны индивидуальные консультации.
  4. В марте-апреле месяце были проведены психодиагностические исследования познавательных процессов учащихся 4-б класса, для предоставления на районную ПМПК. Результаты отражены в характеристиках учащихся.
  5. Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения проводилось в апреле месяце методом онлайн-анкетирования. Результаты представлены на совещании при директоре. Родителями дана положительная оценка работы школы.
  6. Также в апреле была проведена диагностика самочувствия учащихся в школе среди учащихся 7-9 классов. Случаев дезадаптации не выявлено.
  7. В апреле - мае месяце проводилась индивидуальная диагностика для предоставления учащихся на районную ПМПК.
  8. В мае был проведен опросник профессиональных интересов и склонностей учащихся выпускного класса.
  9. По окончании учебного года был проведен опрос среди педагогов о взаимодействии с психологической службой в течении года.

Запланированный на учебный год объем диагностических исследований был выполнен, при замене одного запланированного вида диагностики (анкетирование родителей надомного обучения) на внеплановые, которые были более актуальными.  Было проведено с учащимися 35 диагностических исследований группой и подгруппой, 43 -индивидуально, 1 онлайн-опрос с педагогами, 1 – с родителями.

Коррекционно-развивающее направление реализовывалось в форме групповых и подгрупповых занятий с учащимися в 0- 6 классах с нарушениями интеллекта, в 1-4 классах ЗПР. Учащиеся классов с нарушением интеллекта с 0 по 6 класс занимались по «Программе коррекционно-развивающих занятий для учащихся с интеллектуальной недостаточностью» разработанной с учетом возможностей учащихся с ООП, учащиеся с ЗПР – по «Программе развития познавательных процессов младших школьников с ЗПР».

    Основными задачами коррекционно-развивающей работы являются:

1)  Развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций:

  • Предполагает стимуляцию познавательной активности как средства формирования устойчивой познавательной мотивации;
  • Развитие внимания (устойчивость, концентрация, повышение объема, переключение, самоконтроль);
  • Развитие памяти (расширение объема, устойчивость, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти);
  • Развитие восприятия (пространственного, слухового, фонематического), пространственных и временных представлений, сенсомоторной координации;
  • Формирование мыслительной деятельности: стимуляция мыслительной активности, формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, выделения существенных признаков и закономерностей), развитие элементарного умозаключающего мышления и гибкости мыслительных процессов.
  • Развитие речи и коррекция звукопроизношения (развитие артикуляционной моторики, развитие общей и мелкой моторики, развитие фонематического восприятия, профилактики дизграфии и дислексии).

    2) Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков.

Главное в этом направлении – формирование способности управлять эмоциями, понимания чувств других людей. Задачи данного направления – гармонизация аффективной сферы; профилактика и устранение  встречающихся аффективных и негативистических проявлений и других отклонений в поведении; предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера; развитие и тренировка механизмов, обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям; создание условий для развития самосознания и формирования адекватной самооценки; развитие социальных эмоций, развитие коммуникативных способностей (в том числе стимуляция коммуникативной активности, создание условий, обеспечивающих формирование полноценных эмоциональных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками).

    3) Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения.

Работа ведется в нескольких направлениях, связанных с формированием определенного комплекса умений: ставить и удерживать цель деятельности, планировать действия, определять и сохранять способ действий, использовать самоконтроль на всех этапах деятельности, осуществлять словесный отчет о процессе в результатах деятельности, оценивать процесс и результат деятельности.

Занятия проводились 1 раз в неделю, по циклограмме. Основная психокоррекционная работа была направлена на учащихся младшего школьного возраста, с учетом сензитивности возрастного периода.

Всего за учебный год было проведено в классах ЗПР с 1 по 4 класс 77 занятий по программе, в классах ЛНИ 119 групповых и подгрупповых занятий по программе.

  • Психопрофилактическая работа проводилась в течение года как по плану, так и по запросам - индивидуальная работа с вновь прибывшими, направленная на профилактику явлений дезадаптации, посещение учащихся на дому, работа с родителями, групповые занятия с учащимися. В этом учебном году продолжилась работа по профилактике насилия в отношении несовершеннолетних, по защите половой неприкосновенности учащихся и формировании у детей умения придерживаться правил безопасности жизнедеятельности.

В 1-х классах в течение 1 четверти велась работа по сопровождению первоклассников с целью профилактики явлений дезадаптации. Она включала в себя диагностику, консультирование, групповые и индивидуальные занятия с учащимися, консультирование родителей. Учащиеся достаточно быстро и успешно адаптировались к обучению.

По программе профилактики антивитального поведения проводились ежемесячно занятия в среднем и старшем звене по следующей тематике: «Я сам строю свою жизнь» (9-10кл),  «Барьеры непонимания» (8кл), «Наши чувства и действия» (7 кл),  «Подарок самому себе» (5-6  кл). В каждом классе, с 4 по 10 кл, были проведены беседы о деструктивных играх. С отдельными учащимися, по запросу, проводились профилактические беседы. Также велась работа с педагогами по запросу, где они были информированы о действиях по предотвращению проблемных ситуаций с учащимися.

Мероприятия по профилактике буллинга в школьной среде с учащимися, педагогами и родителями проводились согласно плана, онлайн и офлайн. На лекциях и занятиях разъяснялась опасность этого явления, и способы его предотвращения.

В целях профилактики ранних половых связей, подростковой беременности и ИППП, с юношами и девушками 8-10 классов проведены ряд занятий на тему «Когда девушка взрослеет», «Мальчик становится мужчиной», «Границы моего тела», «Когда мы взрослеем». «Любовь или преступление?», «Умей сказать НЕТ!» где была дана информация о различных аспектах отношений полов, разъяснены психофизиологические различия полов, репродуктивной функции человека и физиологических особенностях своего пола. Было проведено занятие с учащимися 8-10 класса «Остановите СПИД», целью которого являлась профилактика  распространения инфекции и информирование учащихся о способах ее распространения, а также о предохранении от ВИЧ.

С учащимися 5- 10 класса были проведены беседы по профилактике насилия в отношении несовершеннолетних, по предупреждению нарушения половой неприкосновенности несовершеннолетних.

Было проведено всего 90 групповых занятий и бесед различной тематики: по половому воспитанию, профилактике нарушений половой неприкосновенности несовершеннолетних, противодействию насилию и буллингу в отношении несовершеннолетних; профилактике деструктивных игр и антивитального поведения, по основам безопасного поведения в школе и дома, на каникулах, и профилактике детского травматизма,

В целях профилактики девиантного поведения ПС планово участвовала в ежемесячных заседаниях школьного совета по профилактике правонарушений. Регулярно проводятся встречи, беседы с учащимися «группы риска» с целью контроля психоэмоционального состояния, также, по возможности – с их родителями.

В течение учебного года проведено 21 посещение квартир учащихся совместно с соцпедагогом (в т.ч. учащихся надомного обучения), проведены беседы с родителями, обследованы жилищно – бытовые условия. Посещены вновь прибывшие дети, а также семьи учащихся, стоящие на внутришкольном контроле. Проведены беседы с родителями и учащимися об организации обучения, даны рекомендации по работе с ребенком, соблюдении режима дня и т.д. Выявлены материальные условия и возможности семьи. Все «неблагополучные» семьи отрабатываются совместно с социальным педагогом и ИДН р-на Алтай, и держатся на контроле в течение года на контроле.

Психологическое консультирование и просвещение проводилось со всеми участниками учебно – воспитательного процесса. За учебный год проведено 152 консультации родителей по разным направлениям, основные из которых:

- консультирование с рекомендациями по проблемам обучения и воспитания ребенка

- выявление анамнеза ребенка, особенностей его развития, сбор сведений о семье ребенка, состоянии его здоровья и т.д.

- ознакомление родителей с результатами психологической диагностики учащихся;

- консультирование по поводу обращений с ребенком к другим специалистам (к врачу, в соц. службы,  к логопеду и т.д.)

- разъяснение по вопросам установления инвалидности ребенка

- рекомендации по избавлению от вредных привычек для родителей

- обращение по поводу проблем в семье (супружеские отношения, детско-родительские отношения)

- рекомендации по режиму дня школьника

- подготовка учащихся на ПМПК и т.д.

         Беседы с родителями проводились как по инициативе ПС или педагогов, так и по обращениям родителей. Работа с родителями ведется в тесном сотрудничестве с социальным педагогом школы.

С учащимися было проведено 171 индивидуальная консультация, как по запросу педагогов, так и по инициативе самих учащихся или педагога-психолога. Темы консультаций: посещаемость, психологическая поддержка, контроль психоэмоционального состояния учащихся и его стабилизация, взаимоотношения с одноклассниками, взаимоотношения с родителями, профилактика ранних половых связей, профилактика насилия в отношении несовершеннолетних, жизненное самоопределение.

В течение учебного года было проведено 131 консультация с педагогами, а также со смежными специалистами по различным вопросам. Основные темы: запрос на работу с учащимся по выявленным проблемам, совместное составление характеристик на учащихся, информирование о проблемах обучения и воспитания и работа по их решению, подготовка к заседанию СППС, педсовету, методическому совещанию, совместная работа с родителями и т.д.

         По окончании учебного года был проведен опрос педагогического коллектива по взаимодействию с ПС, участие приняли 42 человека. Получены следующие результаты:

В течение года неоднократно обращался к педагогу-психологу по различным вопросам – 69%

Обращался 2-3 раза – 24%.

Ни разу не взаимодействовал с педагогом-психологом – 7%

Если вы обращались к педагогу-психологу, получили ли вы помощь в решении своих вопросов?

Да – 93%

Не обращался ни разу – 7%

С какими запросами вы чаще всего обращались к педагогу-психологу?

Взаимодействие с учениками–69%

Взаимодействие с родителями – 33%

Взаимодействие с коллегами, с другими специалистами – 9%

Организационно-методические(подготовка к педсоветам, семинарам

и т.д., подготовка характеристик, разработка планов, программ) – 43%

Не могу выделить что то одно, обращался по широкому кругу вопросов. –31%

Не обращался с запросами к психологу ни разу. – 5%

Как вы оцениваете деятельность педагога-психолога за учебный год?

Положительно – 95%%

Удовлетворительно – 5%

Отрицательно – 0%

По результатам опроса, педагогическим коллективом дана положительная оценка работе ПС школы.

По итогам анализа работы ПС за 2023-2024 год можно сделать вывод, что запланированные виды деятельности были реализованы.

Мектеп туралы

1959 жылы аз қамтылған отбасы балалары үшін мектеп-интернат болып құрылған. Шығыс Қазақстан облысының халыққа білім беру бөлімшесінің 1971 жылғы 8 шілдесіндегі №341 қаулысымен 1971 жылдың 1 қыркүйегінде дамуында және ақыл есінде мүкісі бар балалар үшін № 1көмекші мектеп-интернат болып өзгертілген. 2020 жылдан ШҚО білім басқармасы «Арнайы мектеп-интернаты №1» аталынады.