Нарушения речи у детей с задержкой психического развития разнообразны по своим проявлениям, механизмам, уровню и требуют дифференцированного подхода при их анализе. Логопедическое исследование речи у детей с задержкой психического развития показывает, что фонетическая сторона речи страдает разнообразными нарушениями: нечеткостью произнесения ряда звуков, нестойкостью употребления нарушенных звуков в речи, заменой одних звуков другими, более простыми по артикуляции. Фонетические дефекты имеют ряд специфических причин. Они могут быть обусловлены несформированностью речеслуховых дифференцировок, нарушениями речевой моторики, аномалиями в строении артикуляционного аппарата и др.
Нарушения речи, связанные с фонетико-фонематическим недоразвитием, несформированность фонематического восприятия отрицательно влияет на весь процесс формирования звуков у детей, сказываются в заменах звуков и букв при обучении чтению и письму. Поэтому требуется длительная работа по развитию фонематического восприятия и формированию звукового анализа.
У детей с ЗПР прослеживается взаимосвязь речевого и общего развития, поэтому в задачи коррекционно-логопедического обучения учащихся с задержкой психического развития входят:
-
развитие и совершенствование общей моторики;
-
развитие и совершенствование ручной моторики;
-
развитие и совершенствование артикуляционной моторики (статической, динамической организации движений, переключения движений, объема, тонуса, темпа, точности, координации);
-
развитие слухового восприятия, внимания;
-
развитие зрительного восприятия, памяти;
-
развитие ритма;
-
формирование произносительных умений и навыков: коррекция нарушений изолированных звуков, автоматизация звуков слогах, словосочетаниях, предложениях, связной речи;
-
дифференциация звуков;
-
коррекция нарушений звуко-слоговой структуры;
-
совершенствование лексических и грамматических средств языка;
-
развитие навыков связной речи.
В связи с тем, что старые условно-рефлекторные связи у этих детей очень консервативны, тщательно отрабатываются этапы закрепления правильных речевых навыков.
Выработанная программа логопедических занятий в нашей школе, построена с учётом частой повторяемости логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме. Так как нарушения речи у детей носят стойкий характер, логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки. Длительность коррекционного процесса также зависит от индивидуальных особенностей развития психических процессов учащихся. Индивидуальная работа в классах ЗПР имеет те же задачи, что и фронтальная, но с учётом характера нарушения произношения учащегося.