Влияние ФФН на речевое развитие детей с ЗПР. Методы преодоления.

Нарушения речи у детей с задержкой психического развития разнообразны по своим проявлениям, механизмам, уровню и требуют дифференцированного подхода при их анализе. Логопедическое исследование речи у детей с задержкой психического развития показывает, что фонетическая сторона речи страдает разнообразными нарушениями: нечеткостью произнесения ряда звуков, нестойкостью употребления нарушенных звуков в речи, заменой одних звуков другими, более простыми по артикуляции. Фонетические дефекты имеют ряд специфических причин. Они могут быть обусловлены несформированностью речеслуховых дифференцировок, нарушениями речевой моторики, аномалиями в строении артикуляционного аппарата и др.

Нарушения речи, связанные с фонетико-фонематическим недоразвитием, несформированность фонематического восприятия отрицательно влияет на весь процесс формирования звуков у детей, сказываются в заменах звуков и букв при обучении чтению и письму. Поэтому требуется длительная работа по развитию фонематического восприятия и формированию звукового анализа.

У детей с ЗПР прослеживается взаимосвязь речевого и общего развития, поэтому в задачи коррекционно-логопедического обучения учащихся с задержкой психического развития входят:

  • развитие и совершенствование общей моторики;

  • развитие и совершенствование ручной моторики;

  • развитие и совершенствование артикуляционной моторики (статической, динамической организации движений, переключения движений, объема, тонуса, темпа, точности, координации);

  • развитие слухового восприятия, внимания;

  • развитие зрительного восприятия, памяти;

  • развитие ритма;

  • формирование произносительных умений и навыков: коррекция нарушений изолированных звуков, автоматизация звуков слогах, словосочетаниях, предложениях, связной речи;

  • дифференциация звуков;

  • коррекция нарушений звуко-слоговой структуры;

  • совершенствование лексических и грамматических средств языка;

  • развитие навыков связной речи.

 В связи с тем, что старые условно-рефлекторные связи у этих детей очень консервативны, тщательно отрабатываются этапы закрепления правильных речевых навыков.

Выработанная программа логопедических занятий в нашей школе, построена с учётом частой повторяемости логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме. Так как нарушения речи у   детей носят стойкий характер, логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки. Длительность коррекционного процесса также зависит от индивидуальных особенностей развития психических процессов учащихся. Индивидуальная работа в классах ЗПР имеет те же задачи, что и фронтальная, но с учётом характера нарушения произношения учащегося.

 

О школе

Организована в 1959 году, как школа-интернат для детей из малообеспеченных семей. Постановлением Восточно-Казахстанского областного отдела народного образования от 8 июля 1971 года № 341 перепрофилирована во вспомогательную школу-интернат №1 для детей с дефектами умственного и физического развития с 1 сентября 1971 года.С 2020 г. именуется «Специальная школа-интернат №1» управления образования ВКО