Анализ деятельности логопедической службы
2022 2023гг
Деятельность логопедической службы в 2022-2023 учебном году строилась на основе годового планирования:
I. Диагностическое направление: |
||||
Мероприятие |
Содержание |
Сроки |
||
1.Обследование учащихся
2. Изучение уровня познавательной деятельности учащихся и динамическое наблюдение за учащимися
3. Заполнение речевых карт
|
Экспресс диагностика и методика Иншаковой. Зачисление учащихся на занятия учителя-логопеда
Отслеживание динамики, корректировка учебных программ, приемов и методов. Определение причин, трудностей в обучении, определение индивидуальных путей развития ребенка, коррекция и компенсация нарушений, индивидуальное и групповое планирование с учетом диагностики, проведение индивидуальных и подгрупповых занятий.
Диагностическая индивидуальная карта-протокол развития речи |
Начало года
В течение учебного года
В начале и в конце учебного года |
||
II. Коррекционно-развивающее направление |
||||
1. Проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий
2. Деятельность по теме самообразования «Кинезиологические приёмы в логопедии», Работа над проектом «Движение и речь» 3. Развитие и коррекция навыков чтения. - Преемственность в работе логопеда, учителя и воспитателя. 3. Индивидуальная коррекционная работа с учащимися, имеющими сложные, сочетанные диагнозы. -Отчёт о проделанной работе.
|
Занятия в 2 – 6 классах согласно сетке часов и общешкольному расписанию уроков по КТП
Использование методов и приёмов, способствующих повышению мотивации к обучению на уроках по КНРР
|
В течение учебного года
В течение учебного года
В конце учебного года |
||
III. Консультативное и oрганизационно-методическое направление: |
||||
1. Работа с медицинским персоналом
2. Методическая и педагогическая деятельность - Участие в педагогических советах. - Выступления на методических совещаниях, объединениях учителей, воспитателей. - Участие в школьных консилиумах.
Темы: - Комплектование групп учащихся на 2022-2023 учебный год
- Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике
Итоговая диагностика.
|
Изучение состояния здоровья учащихся (соматические заболевания), изучение карт развития ребенка, консультации врачей-специалистов. Формирование групп.
Учет проделанной работы, подготовка к консилиумам, заседаниям методических объединений. Рекомендации педагогам по использованию коррекционных приемов и методов с детьми, посещающими логопедические занятия.
Ознакомление педагогов с составом групп. Посещение уроков и самоподготовок
Повышение мотивации к обучению на уроках логопедии.
Рекомендации родителям и воспитателям по использованию коррекционных приемов и методов с детьми, посещающими логопедические занятия.
|
В начале года В течение учебного года.
Согласно учебному плану
В течение учебного года.
Конец года |
||
Просвещение и профилактика |
||||
1. Работа во время проведения индивидуальных и групповых занятий
2. Просветительско-консультационные |
Формирование самоконтроля над речью Повышение мотивации к обучению на уроках логопедии.
Индивидуальные беседы и работа с группами педагогов по особенностям речевых диагнозов учащихся. Рекомендации педагогам по использованию коррекционных приемов и методов с детьми, посещающими логопедические занятия. Рекомендации родителям и воспитателям по использованию коррекционных приемов и методов с детьми, посещающими логопедические занятия.
|
В течение года, по плану.
В течение года, по запросу, по плану.
|
||
Согласно данному плану, в начале учебного года логопедической службой совместно с медицинской, психологической и социальной службами, проводился скрининг и профессиональная диагностика учащихся с проблемами развития (как правило, диагнозы у таких учащихся являются сочетанными). Для проведения диагностики в период обследования изучаются анамнез, сопутствующие диагнозы, социальная среда, психологические факторы – все, что влияет на подтверждение или постановку диагноза и построение индивидуальной работы в дальнейшем.
Работе логопедической службы предшествует планирование, которое строится на результатах обследования речи учащихся. Данные индивидуального обследования записываются в речевые карты, заполняемые на каждого обучающегося с нарушением речи. Диагностика включает в себя движение учащихся по классификации речевых нарушений.
Расписание занятий по логопедии строилось на базе общешкольного расписания с учетом рекомендаций санитарно-эпидемиологической службы. Также во внимание принимался распорядок воспитательной деятельности во второй половине дня. Проводились индивидуальные и подгрупповые занятия: 1а -2а классы – Кадуркина О.В., 1б, 2б - 6 классы – Меломед Е.И.. Работа по исправлению речевых нарушений строилась с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Логопедическая программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе на более высоком уровне, с использованием регионального компонента (усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза), учитывается обновленное содержание образования. Использовались эффективные методы и приёмы обучения с обязательным применением специфики и методического оснащения: компьютерных игр и тренажёров, развивающего учебного инвентаря школы, а также авторских методических разработок.
С целью обеспечения большей результативности занятий в работе применялись: занимательность, яркая наглядность, учитывались психо-физические и общеучебные возможности конкретного ребёнка, детский интерес, новые подходы в коррекционно-развивающем обучении, такие как арттерапия и кинезиология (психогимнастика, логоритмика, адаптационные речевые и психологические тренинги, игровые упражнения, моделирование ситуаций и др.).
В структуру логопедических занятий включались:
- упражнения для развития артикуляционной моторики;
- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук, по принципам кинезиотерапии;
- дыхательная гимнастика;
- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
- формирование фонематических процессов;
- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
- работа над предложением;
- обогащение и активизация словарного запаса;
- развитие связной речи.
В 2022-2023 уч.г , согласно мониторингу данных речевых карт учащихся и уровней речевого развития по классам, положительная динамика наблюдается в формировании фонематических процессов, формировании звукопроизношения и активизации словаря.
Мониторинг по классам:
2а класс:
2б класс:
3а класс:
3Б класс:
4 а класс:
4б класс:
5а класс:
6а класс:
План работы логопедической службы 2022-2023 учебного года реализован полностью.
Логопедическая служба ставит перед собой задачи на следующий учебный год:
- Преодоление речевого недоразвития посредством специального обучения языку (накопление словарного запаса, уточнение звукового состава речи, усвоение грамматической системы языка, овладение разными формами и видами речевой деятельности и т.д.)
- Использование и коррекция в учебно-воспитательном процессе самостоятельно приобретённых учащимися речевых навыков, дальнейшее их развитие и обогащение.
- Осуществление индивидуального и дифференцированного подхода в обучении речи детей с ООП.
- Продолжение поиска эффективных путей решения основных проблем развития речи учащихся с ООП, а также совершенствования сотрудничества и взаимоподдержки с педагогами школы.