Отчет о деятельности Психологической Службы за 2022 – 2023 уч.г.

В течение учебного года основной целью деятельности ПС являлось психолого-педагогическое сопровождение учащихся с нарушением интеллекта и ЗПР в процессе обучения и воспитания в соответствии с их психофизическими и возрастными особенностями.

Для достижения поставленной цели разработаны следующие задачи:

  1. Создание благоприятного для развития ребенка психологического климата, который определяется, прежде всего, организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками.

2.Развитие индивидуальных особенностей детей — интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов и др.

4.Развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) педагогов, родителей и учащихся.

  1. Реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возрастного периода.
  2. Помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач обучения, социализации: учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, педагогами.
  3. Коррекция проблем развития ребенка с нарушением интеллекта и ЗПР, и предупреждение их возникновения.
  4. Оказание своевременной психологической помощи и поддержки как детям, так и их родителям, воспитателям, учителям.

           Основные направления деятельности педагога-психолога на протяжении учебного года:

  • Организационно-методическая работа.
  • Психодиагностика.
  • Коррекционно-развивающее направление.
  • Психологическое консультирование и просвещение.
  • Профилактическая работа.

В рамках организационно-методической работы в течение учебного года проводились следующие виды деятельности:

  1. Работа по оснащению кабинета психолога необходимым инструментарием и ТС.

В начале учебного года был подготовлен кабинет психолога, проведено оснащение необходимым диагностическим инструментарием. Проверено техническое состояние компьютерной техники, оборудования сенсорной комнаты. Все поддерживается в рабочем состоянии. В течение учебного года кабинет был оснащен психодиагностическими методиками (Тест Векслера, комплект методик Семаго, кубики Кооса) и дидактическими материалами (песочница, набор игрушек, комплект «Дары Фребеля», комплект развивающих игрушек Монтессори), которые были введены в работу педагога-психолога.

  1. Оформление плановой документации.

Составлен план работы ПС на год, а также программы индивидуальной и групповой коррекционно - развивающей, профилактической  и просветительской деятельности. Составлена циклограмма работы педагога –психолога  на неделю.

  1. Изучение личных дел вновь прибывших учащихся. Изучены характеристики, заключения районного ПМПК, карты психологической диагностики.
  2. Также в начале учебного года были просмотрены личные дела вновь прибывших учащихся, на них заведены и заполнены психолого-педагогические карты развития.
  3. Оформление журналов учета деятельности психологической службы.

Заведены журналы учета: работы с родителями, работы с педагогами и смежными специалистами, индивидуальной работы с учащимися, групповой работы с учащимися. Журналы заполнялись своевременно в течение учебного года.

  1. Анализ специальной литературы для решения коррекционных и развивающих задач психологической службы. В течение учебного года изучались нормативные документы, методические рекомендации.
  2. Подготовка и участие в работе школьного ПМПК. ПС участвовала в работе двух школьных консилиумов: по определению типологических групп учащихся и по результатам учебно-воспитательной работы за год в первых классах.
  3. Оформление документации по результатам психологической диагностики.

В течение учебного года систематически проводилась работа по оформлению результатов психодиагностики: заполнены психолого-педагогические карты развития на всех учащихся, по каждому виду диагностики подготовлен анализ.

  1. Составление психолого - педагогических характеристик на учащихся

С начала учебного года ПС совместно с педагогами по запросу родителей подготавливались и предоставлялись характеристики учащихся для представления на районное ПМПК, на КЗПН, на МСЭК и т.д.  Всего подготовлено и выдано 28 характеристик  для предоставления в иные организации и комиссии, медицинские учреждения. В мае месяце совместно с педагогами подготовлены  текущие характеристики на всех учащихся школы (115 характеристик). ПС школы разработана и внедрена в практику новая, более развернутая и информативная схема характеристики на учащихся индивидуального надомного обучения, отработана при составлении характеристик совместно с педагогами.

  1. Работа со смежными специалистами: социальным педагогом, медработником, логопедом, школьным участковым инспектором, специалистами районного ПМПК.

В течение учебного года как планово, так и по запросу осуществлялась связь со смежными специалистами при психолого-педагогичеком сопровождении учащихся и их семей  (запись и сопровождение детей на районную ПМПК, связь со специалистами ПНД г.Алтай, представление семей на районную КЗПН, взаимодействие с инспекторами ИДН) Проводилась взаимная консультативно-диагностическая деятельность по диагнозам детей, перспективам развития и обучения, выбору программы обучения, профилактике эмоционально – психического напряжения и девиантного поведения учащихся.

  1. Участие в педагогических советах, методических семинарах, совещаниях при завуче и при директоре согласно плана УМР школы.
  2. Посещение уроков и внеклассных мероприятий. Всего посещено 22 занятия, с целью оказания психолого-педагогической поддержки.

Диагностическое направление осуществлялось в индивидуальной и групповой форме. Были проведены следующие виды психодиагностической деятельности:

  1. Диагностика готовности к обучению учащихся 1-х классов, и повторная психологическая диагностика в апреле месяце. Анализ и результаты с рекомендациями представлены на ШПМПК, а также на совещании при директоре.
  2. Психологическая диагностика вновь прибывших учащихся в течение года (7 человек).
  3. Диагностика склонности к антивитальному поведению ( 8 - 10кл.) проводилась в форме опросника «Исследование суицидальной направленности личности». По результатам диагностики учащихся с суицидальной направленностью не выявлено.
  4. В октябре месяце ПС школы была проведена диагностика учащихся 5-а класса по школьной мотивации и взаимоотношениях в коллективе. Отчет заслушан на совещании при директоре.
  5. В ноябре проведено анкетирование учащихся среднего и старшего звена по ЗОЖ. Целью было выяснить, придерживаются ли учащиеся режима дня и правильного питания, соблюдают ли правила гигиены, как предпочитают проводить свободное время, имеют ли вредные привычки.
  6. ПС в ноябре провела анкетирование учащихся с 5 по 10 классы по методике Н.Г. Лускановой «Оценка школьной мотивации». Результаты были представлены на совещании при директоре.
  7. В декабре было проведено онлайн – анкетирование родителей по профилактике насилия в отношении детей, результаты и выводы заслушаны на совещании при директоре.
  8. В феврале были проведены социометрические исследования во 2-10 классах (кроме 2-а, 3-а, 9-а классов, где проведение социометрии нецелесообразно, в начальных классах – в связи с возрастом детей, в 9-а кл – из-за малого количества учащихся). По результатам диагностики классов с низкой степенью благополучия социально-психологического климата не наблюдается.
  9. В марте месяце были проведены психодиагностические исследования познавательных процессов учащихся 4-б класса, для предоставления на районную ПМПК. Результаты отражены в характеристиках учащихся.
  10. Диагностика мышления, внимания, памяти учащихся 4-б класса также проведена в марте месяце, для предоставления учащихся на ПМПК.
  11. Также в марте был проведен в рамках КОК по 9 классу был проведен опросник «Мой интернат – мой дом», в 9-а классе.
  12. В апреле был проведен онлайн-опрос по соблюдению педагогической этики членами коллектива, в рамках деятельности школьного Совета по педагогической этике. Результаты представлены на совещании при директоре.
  13. В апреле- мае месяце проводилась индивидуальная диагностика по запросам.
  14. В мае было проведено анкетирование выпускников 10 классов по дальнейшему жизненному определению, по результатам опроса со всеми учащимися были проведены индивидуальные консультации.
  15. В мае был проведен онлайн – опрос педагогов по оценке деятельности ПС за учебный год.

Запланированный на учебный год объем диагностических исследований был выполнен, при замене двух запланированных видов диагностики (с учащимися 4-а класса и анкетирование родителей надомного обучения, на внеплановые, которые были более актуальными).Было проведено с учащимися 31 диагностическое исследование группой и подгруппой, 20 -индивидуально, 2 онлайн-опроса с педагогами, 1 – с родителями.

Коррекционно-развивающее направление реализовывалось в форме групповых и подгрупповых занятий с учащимися в 1- 6 классах. Реализовались две программы – для учащихся с ЗПР, и для учащихся с УО. Учащиеся классов с нарушением интеллекта с 1 по 6 класс, а также 7-в класс занимались по «Программе коррекционно-развивающих занятий для учащихся с интеллектуальной недостаточностью» разработанной с учетом возможностей учащихся с ООП, учащиеся с ЗПР – по «Программе развития познавательных процессов младших школьников с ЗПР».

    Основными задачами коррекционно-развивающей работы являются:

1)  Развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций:

  • Предполагает стимуляцию познавательной активности как средства формирования устойчивой познавательной мотивации;
  • Развитие внимания (устойчивость, концентрация, повышение объема, переключение, самоконтроль);
  • Развитие памяти (расширение объема, устойчивость, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти);
  • Развитие восприятия (пространственного, слухового, фонематического), пространственных и временных представлений, сенсомоторной координации;
  • Формирование мыслительной деятельности: стимуляция мыслительной активности, формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, выделения существенных признаков и закономерностей), развитие элементарного умозаключающего мышления и гибкости мыслительных процессов.
  • Развитие речи и коррекция звукопроизношения (развитие артикуляционной моторики, развитие общей и мелкой моторики, развитие фонематического восприятия, профилактики дизграфии и дислексии).

    2) Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков.

Главное в этом направлении – формирование способности управлять эмоциями, понимания чувств других людей. Задачи данного направления – гармонизация аффективной сферы; профилактика и устранение  встречающихся аффективных и негативистических проявлений и других отклонений в поведении; предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера; развитие и тренировка механизмов, обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям; создание условий для развития самосознания и формирования адекватной самооценки; развитие социальных эмоций, развитие коммуникативных способностей (в том числе стимуляция коммуникативной активности, создание условий, обеспечивающих формирование полноценных эмоциональных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками).

    3) Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения.

Работа ведется в нескольких направлениях, связанных с формированием определенного комплекса умений: ставить и удерживать цель деятельности, планировать действия, определять и сохранять способ действий, использовать самоконтроль на всех этапах деятельности, осуществлять словесный отчет о процессе в результатах деятельности, оценивать процесс и результат деятельности.

Занятия проводились 1 раз в неделю, по циклограмме. Основная психокоррекционная работа была направлена на учащихся младшего школьного возраста, с учетом сензитивности возрастного периода.

Всего за учебный год было проведено в классах ЗПР с 1 по 4 класс 56 занятий по программе, в классах ЛНИ 149 групповых и подгрупповых занятий по программе.

  • Психопрофилактическая работа проводилась в течение года как по плану, так и по запросам - индивидуальная работа с вновь прибывшими, направленная на профилактику явлений дезадаптации, посещение учащихся на дому, работа с родителями, групповые занятия с учащимися. В этом учебном году основной акцент в работе был сделан на профилактику насилия в отношении несовершеннолетних, на защиту половой неприкосновенности учащихся и формирование умения придерживаться правил безопасности жизнедеятельности.

В 1-х классах в течение 1 четверти велась работа по сопровождению первоклассников с целью профилактики явлений дезадаптации. Она включала в себя диагностику, консультирование, групповые и индивидуальные занятия с учащимися. Трудности с адаптацией наблюдались у Мурзагалиевой Дианы, которая долго не могла приспособиться к взаимодействию с педагогом, но ко второму полугодию Диана усвоила школьные нормы и правила. Остальные учащиеся достаточно быстро и успешно адаптировались к обучению.

По программе профилактики суицидального поведения проводились ежемесячно занятия в среднем и старшем звене по следующей тематике: «Наши чувства и действия» (7 кл), «Барьеры непонимания» (8кл), «Подарок самому себе» (5-6  кл),«Я сам строю свою жизнь» (9-10кл).В каждом классе, с 4 по 10 кл, были проведены беседы о деструктивных играх. С отдельными учащимися, проводились профилактические беседы, которые дали свой результат. Также проводились беседы с педагогами по запросу, где они были информированы о действиях по предотвращению проблемных ситуаций с учащимися.

В 7-10 классах были проведены занятия по профилактике буллинга, где ребятам разъяснялась опасность этого явления, и способы его предотвращения.

Также в целях профилактики ранней половой жизни и ИППП, с юношами и девушками 7-10 классов проведены ряд занятий на тему «Когда девушка взрослеет», «Мальчик становится мужчиной», «Границы моего тела», «Когда мы взрослеем». «Любовь или преступление?», «Умей сказать НЕТ!» где были разъяснены психофизиологические различия полов, предоставлена информация о различных аспектах отношений полов, репродуктивной функции человека и физиологических особенностях своего пола. Было проведено занятие с учащимися 10 класса «Остановите СПИД», целью которого являлась профилактика  распространения инфекции и информирование учащихся о способах ее распространения, а также о предохранении от ВИЧ.

С учащимися 5- 10 класса были проведены беседы по профилактике насилия в отношении несовершеннолетних, по предупреждению нарушения половой неприкосновенности несовершеннолетних.

Было проведено 43 занятия по половому воспитанию, профилактике нарушений половой неприкосновенности несовершеннолетних, противодействию насилию в отношении несовершеннолетних.

1 раз в четверти, по возможности, проводились занятия по основам безопасного поведения и профилактике детского травматизма, перед каникулами, всего 52 занятия. Также, после окончания каникул в каждом классе проводились беседы, где ребята делились своими впечатлениями о каникулярном времяпровождении, всего  52 беседы. Также проведены 14 занятий по кибербезопасности, профилактике буллинга, формированию навыков безопасного поведения.

По профилактике самоповреждающего поведения, участия в деструктивных играх,  суицидального поведения было проведено 30 занятий.

В целях профилактики девиантного поведения ПС планово участвовала в ежемесячных заседаниях школьного совета по профилактике правонарушений, и трижды – на районной КЗПН. Регулярно проводятся встречи, беседы с учащимися «группы риска» с целью контроля психоэмоционального состояния, также, по возможности – с их родителями.

В течение учебного года проведено 12 посещений квартир учащихся совместно с соцпедагогом (в т.ч. надомного обучения), проведены беседы с родителями, обследованы жилищно – бытовые условия. Посещены вновь прибывшие дети, а также семьи учащихся, стоящие на контроле. Проведены беседы с родителями и учащимися об организации обучения, даны рекомендации по работе с ребенком, соблюдении режима дня и т.д. Выявлены материальные условия и возможности семьи. Все «неблагополучные» семьи отрабатываются совместно с социальным педагогом, и держатся в течение года на контроле.

Психологическое консультированиеи просвещение проводилось со всеми участниками учебно – воспитательного процесса, в основном индивидуально. За учебный год проведено 163 консультации родителей по разным направлениям, основные из которых:

- консультирование с рекомендациями по проблемам обучения и воспитания ребенка

- выявление анамнеза ребенка, особенностей его развития, сбор сведений о семье ребенка, состоянии его здоровья и т.д.

- ознакомление родителей с результатами психологической диагностики учащихся;

- консультирование по поводу обращений с ребенком к другим специалистам (к врачу, в соц. службы,  к логопеду и т.д.)

- разъяснение по вопросам установления инвалидности ребенка

- рекомендации по избавлению от вредных привычек для родителей

- обращение по поводу проблем в семье (супружеские отношения, детско-родительские отношения)

- рекомендации по режиму дня школьника

- подготовка учащихся на ПМПК и т.д.

         Беседы с родителями проводились как по инициативе ПС или педагогов, так и по обращениям родителей. Работа с родителями проводилась в тесном сотрудничестве с социальным педагогом школы.

С учащимися было проведено 191 индивидуальная консультация, как по запросу педагогов, так и по инициативе самих учащихся или педагога-психолога. Темы консультаций: контроль психоэмоционального состояния учащихся и его стабилизация, взаимоотношения с одноклассниками, взаимоотношения с родителями, всеобуч, посещаемость, профилактика ранних половых связей, профилактика насилия в отношении несовершеннолетних, жизненное самоопределение, психологическая поддержка.

В течение учебного года было проведено 173 консультации с педагогами, а также со смежными специалистами по различным вопросам. Основные темы: запрос на работу с учащимся по выявленным проблемам (48%), совместное составление характеристик на учащихся (32%), информирование о проблемах обучения и воспитания и работа по их решению, подготовка к педконсилиуму, педсовету, методическому совещанию, совместная работа с родителями и т.д. В рамках работы Школы молодого специалиста проводилось индивидуальное консультирование, по запросу педагога.

         По окончании учебного года был проведен опрос педагогического коллектива по взаимодействию с ПС, участие приняли 34 человека. Получены следующие результаты:

В течение года неоднократно обращался к педагогу-психологу по различным вопросам – 64,9%

Обращался 2-3 раза – 32,4%.

Ни разу не взаимодействовал с педагогом-психологом – 2.7%

Если вы обращались к педагогу-психологу, получили ли вы помощь в решении своих вопросов?

Да – 89,2%

Нет – 5,4%

Не могу сказать точно – 5,4%

С какими запросами вы чаще всего обращались к педагогу-психологу?

Взаимодействие с учениками–67,6%

Взаимодействие с родителями – 24,3%

Организационно-методические(подготовка к педсоветам, семинарам

и т.д., подготовка характеристик, разработка планов, программ) – 43%

Не могу выделить что то одно, обращался по широкому кругу вопросов. – 27%

Не обращался с запросами к психологу ни разу. – 0%

Как вы оцениваете деятельность педагога-психолога за учебный год?

Положительно – 91%%

Удовлетворительно – 8,1%

Отрицательно – 0%

По результатам опроса, педагогическим коллективом дана положительная оценка работе ПС школы.

По итогам работы ПС за 2022-2023 год можно констатировать, что запланированный объем работы был выполнен.

 

О школе

Организована в 1959 году, как школа-интернат для детей из малообеспеченных семей. Постановлением Восточно-Казахстанского областного отдела народного образования от 8 июля 1971 года № 341 перепрофилирована во вспомогательную школу-интернат №1 для детей с дефектами умственного и физического развития с 1 сентября 1971 года.С 2020 г. именуется «Специальная школа-интернат №1» управления образования ВКО