Как научить ребенка вежливости

«Здравствуйте», «спасибо», «до свидания». Как говорят взрослые – волшебные слова.

Вам незнакома такая картина? Стоят двое взрослых и ребенок. Ребенку протягивают конфету, он берет и тут же мама начинает дергать его за руку и громко говорить: «А что нужно сказать?»

Варианта развития событий два. Или ребенок все-таки благодарит - и тогда мама вымученно улыбается. Или ребенок молчит и мама начинает оправдываться «Вот, всегда он такой упрямый, невоспитанный и т.д.». Взрослые расходятся в разные стороны и ребенку достается еще одна порция нравоучений: «Сколько раз тебе говорить, дали тебе что-то, сразу поблагодари». А представьте себя на месте ребенка. Как было бы неловко вам, если бы при постороннем человеке, нисколько не смущаясь, вас начнут отчитывать. Неприятно?

Что же делать? Как научить вежливости? На собственном примере!

Действующие лица те же. Когда ребенку протягивают конфету, можно громко сказать: «Спасибо!». Скорее всего, ребенок повторит за вами слова благодарности. Если же он промолчит, то можно напомнить ему об этом позже.

Хотите, чтобы ребенок здоровался с соседями – здоровайтесь с ними первыми и громко. Ребенку останется только повторить за вами.

Часто бывает, что ребенок вмешивается в разговор взрослых. Конечно, это малоприятно. И надо быть готовыми к тому, что именно искусству «не прерывать» (а сами-то мы умеем не прерывать собеседника?) ребенку придется учить долго. Причем, придется не прерывать его самим, даже, если на наш взгляд, он говорит не очень интересные вещи. Кроме того, учить вежливости мы должны вежливо. Если уж он вмешался в наш разговор, надо извиниться перед собеседником, дослушать до конца ребенка и, возможно, ответить так: «Я хочу закончить свой рассказ, а потом будешь рассказывать ты, хорошо?»

Бывают и такие случаи, когда лучше попросить постороннего человека очертить «границы дозволенного» для вашего ребенка. Одно дело, когда замечание делает мама, совсем другое – когда недоволен посторонний человек.

Когда вы приходите в гости, важно объяснить ребенку, что в другом доме могут быть другие правила поведения. Чтобы не напоминать об этом ребенку постоянно, нужно объяснить ему еще дома, что в гостях надо вести себя так, как разрешают хозяева этого дома. Кроме того, желательно договориться с хозяевами, чтобы поведение ребенка они контролировали сами. Роль родителей сводится лишь к напоминанию, что «здесь так заведено».

О школе

Организована в 1959 году, как школа-интернат для детей из малообеспеченных семей. Постановлением Восточно-Казахстанского областного отдела народного образования от 8 июля 1971 года № 341 перепрофилирована во вспомогательную школу-интернат №1 для детей с дефектами умственного и физического развития с 1 сентября 1971 года.С 2020 г. именуется «Специальная школа-интернат №1» управления образования ВКО