Одна из важнейших задач программы развития школы, решаемых педагогическим коллективом, это – формирование на основе индивидуального подхода основных компетентностей ребенка в соответствии с возрастом с целью достижения успешного профессионального самоопределения и социальной адаптации;
Поскольку развитие коммуникативных навыков одно из условий социализации учащихся с особыми образовательными потребностями, ему уделяется большое внимание в ходе реализации программы развития школы.
Исследования проблем коммуникации детей и подростков с нарушением интеллекта показали, что специфические особенности их развития заметно ограничивают для них возможности общения, в частности - спонтанное формирование речевых умений и развитие коммуникативных навыков. Они испытывают трудности не только при речевых высказываниях, нередко процесс общения является для них трудной задачей, их неуклюжие попытки коммуникации вызывают насмешки со стороны окружающих, что отбивает желание общаться и тормозит развитие коммуникативных умений.
Из-за низких оценок своих коммуникативных умений дети и подростки с отставаниями в развитии могут осознавать свою ущербность и реагировать развитием тенденций невротического характера, замыкаться в себе, избегать лишних контактов как травмирующих ситуаций. Возникают внутренние конфликты, невротическая надстройка выступает в роли дезорганизующего фактора, использующего и направляющего все остальные синдромы недоразвития.
Получается замкнутый круг: они избегают общения, которое затруднено недостаточно развитыми коммуникативными умениями, чтобы не стать объектами насмешек и не испытывать негативных эмоций, а недостаток общения тормозит развитие коммуникативных умений, которые могут сделать общение для детей и подростков с нарушением в развитии более успешным и приятным.
Поскольку в подростковом возрасте общение является настоятельной потребностью, ограничение в общении тормозит общее развитие личности.
Низкий уровень коммуникативных умений приводит к трудностям общения, нарушению социальных связей, одиночеству и чувству отверженности. Развитые коммуникативные умения делают доступным и успешным общение как со сверстниками, так и с взрослыми.
Коррекционно-развивающее обучение для детей с отставаниями в развитии весьма значимо, но даже при специально организованных условиях темп развития носит хоть и индивидуальный характер, но всё же замедленный и качественно измененный, дети с большим трудом овладевают тем, что нормальный сверстник усваивает естественным путем, быстро забывают уже усвоенное, требуется многократное возвращение к пройденному. Объем получаемых знаний невелик, умения и навыки требуют упорной и длительной работы по закреплению, иначе быстро распадаются. Развивающее обучение позитивно влияет на общий ход развития, изменяет структуру личности и познавательные процессы, повышает активность и целенаправленность деятельности. Учащиеся приобретают умение подчинять свою деятельность определенному намерению, словесным указаниям. У них последовательно формируются произвольные процессы, проявляющиеся в умении концентрировать и удерживать на чем-либо свое внимание, преднамеренно пользоваться приемами запоминания и т.п. Заметно улучшаются понимание речи окружающих, собственная речь, а также поведенческие реакции. Дети с ОВР становятся более адекватными во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, развиваются их коммуникативные умения.
Такая работа ведётся всеми педагогами школы в ходе всего учебно-воспитательного процесса: на уроках, коррекционных занятиях, внеклассных мероприятия, праздниках, лекциях, занятиях кружков и секций, выездных соревнованиях и конкурсах, экскурсиях, в процессе нравственно-эстетического и трудового воспитания, представленных различными формами, методами и приёмами.