ОТЧЁТ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ЗА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД

ОТЧЁТ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

ЗА 2021-2022

УЧЕБНЫЙ ГОД

 

Работа социального педагога КГУ «Специальная школа– интернат №1» УО ВКО ведется по плану работы на 2021-2022уч. год. В течение учебного года основной задачей в работе социального педагога школы является социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребенка, установление связей и партнёрских отношений между семьей и школой. Для достижения положительных результатов в своей деятельности социальный педагог:


* Руководствуется Законом «Об образовании»

* Конвенцией о правах ребенка

*Нормативными актами, законами «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних»

* «Об основных гарантиях прав ребенка в РК»

  *Поддерживает связи с родителями; с органами и учреждениями системы профилактикиØ безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних  района Алтай

* Изучает социальные проблемы обучающихся, воспитанников;

* Ведет учет и профилактическую работу с детьми из неблагополучных семей и семей, оказавшимися в трудной жизненной ситуации;

* Осуществляет социальную защиту детей из семей группы риска: многодетных,Ø опекаемых, потерявших кормильца, неполных.

* Проводит патронаж опекаемых семей, семьи  находящихся в социально опасном  положении ;

* Ведет индивидуальную консультационную работу с классными руководителями, родителями;

* Выступает на общешкольных и классных родительских собраниях, педсоветах и совещаниях; 

*Взаимодействует с военкоматом;

* Ведетпрофориентационную  работу.

Обновление и создание документации.

 Данный учебный год начался с обновления и создания документации на новый учебный год:

 -План работы социального педагога;

 -План работы Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних;

 -План совместных мероприятий КГУ «Специальная школа – интернат№1»  УО ВКО и ОДН  РОВД  района Алтай  по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.

-План работы Совета профилактики;

 -План индивидуальной работы   с  учащимися, состоящими на внутришкольном учете и в  « Группе риска»;

- Обновлен и составлен социальный паспорт, где отражены данные по обучающимся их семьям.

Основная часть обучающихся в школе-интернате проживают в районе  Алтай-120 детей, однако есть дети, которые проживают в отдаленных от школы местах это:

с Катон-Карагайского района-5

с Курчумского района-4

с Кокпектинского района-1

с Глубоковскогорайона-1

с города Усть-Каменогорск-2

В начале учебного года был проведён мониторинг ученического коллектива школы, в ходе которого составлены списки учащихся по определённым статусным категориям для определения материального уровня жизни семей, диагностика контингента. Данные были получены путем изучения школьной документации, составления социальных паспортов классных коллективов, собеседования с родителями, классными руководителями,  воспитателям. В результате всей работы был составлен социальный паспорт школы.

 

Начало учебного года

Конец учебного года

Всего обучающихся

124

133

Индивидуальное обучение на дому

14

14

Приходящие/ проживающие

77/42

62/51

дети-инвалиды

39

45

опекаемые

1

4

Полных семей

58

57

Многодетных семей, количество детей, обучающихся в школе

27/35

28/38

 Малообеспеченные семьи, количество детей,

обучающихся в школе

43/52

46/57

Проблемные семьи

18

27

Обучающиеся, состоящие на учете в ОДН РОВД  района Алтай

0

1

Обучающиеся,

состоящие на ВШК, в

« Группе риска»

5/11

9/17

 Количество полных семей  составляет: в младшем  звене - 26,в среднем  звене- 29, в старшем  звене- 2

Количество семей, где воспитывает одна мама в младшем звене -37,  в среднем звене -26, в старшем звене - 5, а также имеется 8 семей, в которых воспитанием ребенка занимается отец, в младшем звене -3,  в среднем звене -3, в старшем звене - 2

Неблагополучных семей 27. Из них в младшем звене -14, в среднем звене -11,  в старшем звене-2.

 Количество многодетных семей - 38. Из них детей в младшем звене -14, в среднем звене -21,в старшем звене-3.

 Количество детей сирот и опекаемых-4 .

Количество детей «Группа риска» - 17

Количество детей, состоящих на учете  ВШК-9 .

Дети инвалиды -45

Образовательный уровень родителей учащихся нашей школы.

С высшим образованием: мл. звено –   9, ср. звено –   13, старшее звено–  0 , со средне-специальным: мл. звено–   18, ср. звено–    14, ст. звено –   3, со средне техническим: младшее звено–    6, среднее звено –   1, старшее звено –   0, со средним образованием: младшее звено –38, среднее звено – 18, старшее звено –  6, неполное среднее образование :  в младшем  звене 40,  в среднем  звене - 21 и  в старшем  звене - 3.

 

Высшее

Средне-специальное

Средне-техничес

Среднее

Неполное среднее

Младшеезвено (1-4)

9

13

5

26

40

Среднее звено (5-9)

5

18

3

14

41

Старшее звено (10)

0

1

0

10

13

 

14

32

8

50

94

Как показывает социальный паспорт школы, образовательный уровень родителей учащихся нашей школы : 11 %  родителей имеют высшее образование,  среднее - специальное образование - 24%, среднее-техническое образование – 6%, среднее образование -37% и неполное среднее образование - 71% . Приблизительно третья часть семей – матери-одиночки и отцы - одиночки, отсюда необходимость педагогического внимания и возможно, индивидуальной помощи.

Проблема: увеличение детей из неполных, неблагополучных семей, частые пропуски учащихся.

Пути решения: рекомендовать родителям летнюю  профилактику оздоровления, занятости  детей.

 Классным руководителям (проблемных в посещаемости классов) усилить контроль за посещаемостью, наладить работу со школьным инспектором и социальным педагогом, вести планомерную работу по вопросам посещаемости в течение года.

К социально-незащищенным семьям относятся семьи из группы риска, из них в том числе дети, оставшиеся без попечения родителей, дети - инвалиды дети из многодетных семей, дети из малообеспеченных семей, семьи, попавшие в СОП. В течение года осуществлялся периодический патронаж семей, в которых воспитываются учащиеся школы, составлялись акты обследования жилищно-бытовых условий проживания несовершеннолетних. Посещение учащихся на дому: 12 населенных пунктов: Средигорное. Соловьево, Маяк, Зубовск, Малеевск, Путинцево, Теплые ключи, Восточное, Алтынсай,Чапаево, Октябрьск, Новая Бухтарма;33 семей. С родителями проводились беседы, индивидуальные консультации, решались вопросы по оказанию помощи в  оформлении  удостоверения личности. В течение учебного 2021-2022 года осуществлялся контроль посещаемости учеников, выяснялись причины их отсутствия или опоздания, поддерживалась тесная связь с родителями и классными руководителями, воспитателями. В случае отсутствия ученика социальный педагог, психолог и  воспитатель  выезжали по месту жительства обучающегося. С родителями проводилась большая профилактическая работа: беседы, консультации, встречи с инспектором по делам несовершеннолетних. Профилактика безнадзорности и правонарушений среди обучающихся. Социальный педагог проводил изучение контингента подростков и их семей, начиная с младших классов, выделяя учащихся и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Поддерживалась тесная связь с родителями, классными руководителями, воспитателями,  учителями - предметниками, медицинским работником, психологом, администрацией школы, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их  прав, отделом  опеки  образования района Алтай.  Деятельность социального педагога школы по вопросам профилактики правонарушений среди. подростков реализовалась согласно плану, утвержденному директором школы. Социальный педагог выполнял следующие функции:

1. Формировал банк данных «трудных» подростков и учащихся из неблагополучных семей;

2. Социально-педагогическая помощь и поддержка в работе классных руководителей, воспитателей и учителей-предметников;

 3. Коррекционно-индивидуальная работа с «трудными»

отношений с подростками и родителями, использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности.

Работа с каждой семьёй  велась в комплексе с психологом, медработником школы, с участковым полиции, школьным инспектором.  Дети вовлечены в кружки по интересам, спортивные секции.

Родители с детьми, имеющие проблемы с учебой, посещаемостью,  поведением  приглашались на  беседу к  администрации школы( родители Суханова Б ученик 3а класса, Пантелеева С. ученик 4б класса, Кузнецова А.ученик 4б класса, Чижика А. ученик 5а класса,  Ларичевой Н. ученицы9а класса, Зинкова З ученик1а класса , Полтораниных); на заседания КДН с целью усиления позитивных влияний социальной среды были приглашены родители Суханова Б. ученика3а класса, Ларичевой Н. ученицы 9а класса,Горностаева К. ученика 4б класса).

За 2021-2022 учебный год было проведено 9 заседаний совета профилактики, вопросы, рассматриваемые на данном  заседании  совета профилактики:  нарушение поведения учащихся : Егораева Н. ученика 7а класса- конфликт с девочками группы; нарушение  школьной дисциплины :   учеников 5а класса, Чижика А. ученика 4а класса Лысенкот Н,. ученицыа 8а класса Антончик С., кража Кузнецов А. 4б класс. Состав комиссии на заседаниях:заместители директора по ВР Валькова Е.П., Кадуркина О..В. – психолог, социальный педагог  Абенова К.М., Дузбаева А.Ж. председатель ППО «АМАНАТ», руководитель детской организации « Асыл мұра» Филатова Н.А.

Социальным педагогом , школьным психологом посещались заседания КДН , предоставлялись все необходимые документы (характеристики, представления,  акты посещений, информация на учащихся). Социальный педагог отчитывался о профилактической работе правонарушений на совещаний при директоре.

На КДН были рассмотрены три семьи: Суханова Б. 3акласс, Ларичевой Н. 8акласс, Горностаева К. 4бкласс.

В школе создана Служба сопровождения. В состав, которой вошли педагог-психолог, социальный педагог,  логопед

На начало учебного года  состояло 18 проблемных семей, на конец учебногогода-27. В течение отчетного периода по месту жительства  совместно с психологом, воспитателями проведено  рейдов

по посещению обучающихся с целью проверки условий проживания детей, соблюдения режима дня, доведения до сведения родителей информации о поведении их детей в школе, отношения к учебе. Составлены акты обследования жилищно-бытовых условий.

В результате посещения  проведены  - индивидуальных собеседований. Ознакомились с условиями проживания. В семье  Полтораниных ,1б и 5а класс, проведена беседа по поводу антисанитарных условий. В семье  Мышеловских , 2а и 3б класс, проведена беседа по поводу употребления алкогольных напитков  матери и  по пропуску уроков. В беседе с матерью  Кузнецовых , 4б и  9а класс, были даны рекомендации усилить контроль за успеваемостью и посещаемостью .

Особое место в воспитательном процессе занимала работа с детьми, воспитывающимися в условиях опекаемой семьи. Постоянно велось наблюдение за процессом социализации детей, относящихся к категориям опекаемых.

Всего в  школе – интернате  на 1.09. 2021 год  1 опекаемый (Антончик С. ученица 8а класса),  на конец учебного года    2022 года   количество опекаемых учащихся составило 4 детей ( Антончик С. ученица 8а класса, Егораев Н. ученик 7а класса, Дидахмет Т. ученик 2а класса, Пушилин С. ученик 2а класса).

Все опекаемые проживают  в удовлетворительных условиях. Контроль за опекаемыми в школе - интернате  осуществляют: зам. директора по УВР Шахантаева А.С.., зам. директора ВР Валькова Е.П. классные руководители, воспитатели, медсестра, педагог - психолог, социальный педагог.

Опекуны, законные представители обучающихся  справляются со своими обязанностями, затруднений в воспитании опекаемых не испытывают, все опекаемые проживающие в домашних семьях обеспечены бесплатными проездными билетами по городу. В школе – интернате пятиразовое сбалансированное питание, включены витамины в виде овощных салатов  и фруктов. Анализируя отчеты опекунов, можно сделать вывод: опекуны затруднений в воспитании опекаемых не имеют, с обязанностями опекуна справляются.

В течение 2021-2022 учебного года проводились беседы  в 1-9 классах по теме «Как противостоять влиянию подростковых антиобщественных группировок», прочитана лекция «Ответственность несовершеннолетних по уголовному и административному праву», «Об ответственности несовершеннолетних за хулиганские действия, нанесение вреда здоровью». Проведение классных часов на правовые темы, формирование у подростков ЗОЖ. ( 6 класс, 7 класс,8 класс, 9 класс, 1,,4,3 классы) тематика: (Как не стать жертвой преступления, Нецензурная брань и ответственность. Когда наступает ответственность ,были организованы встречи с обучающимися с 5 по 10 классы с инспектором ОДН беседы на темы: «Ответственность за совершение преступлений и административных правонарушений, неотвратимость наказания», «Пагубное воздействие вредных привычек», «Внимательное и бережное отношение к вещам», «Уголовная ответственность за совершение преступлений террористической направленности», «Правовая ответственность». Индивидуальные беседы «Что такое правонарушение» с обучающимися 5 класса. На совещании при директоре обсуждался вопрос работы классных руководителей по профилактике правонарушений, а так же предоставлены отчеты работы социального педагога по работе с обучающимися, состоящими на учете в « Группыриска»,ОДН, работы Совета профилактики. Большая работа  велась с классными руководителями, воспитателями посещались  мероприятия, проводились беседы, совместно с ними проводились подворный обход детей, даны необходимые рекомендации по  предупреждению конфликтных ситуаций в классе ,в группе, в школе. 2 раза в  была организована  экскурсия  « Я и мой  инспектор»  в ГРОВД города Алтай, где ребята знакомились с работой  полицейских.

Работа с родителями.

В течение года были проведены консультации по вопросам опеки и попечительства, по вопросам получения материальной помощи семьям находящимся в  СОП,    оказана  консультация в получении удостоверения личности Кузнецовой Д.ученице 9а класса, Ларичевой Н. 9а класс, солтанбекову Д.9а класс , в  прохождении медкомиссии для  посещения школы Кузнецову К.1 б класс, Пушилиной А.3б класс.

Работа с учащимися. В течение года с учащимися проводилась профилактическая работа по наркомании, курению, алкоголизму и терроризму. Под руководством зам. директора по ВР проводились встречи с инспектором ОДН. Воспитатели   проводили беседы в классах по теме «Мы за здоровый образ жизни», «Скажем, нет вредным привычкам», классные часы по безопасности.   Совместно со школьным   психологом  среди учеников проводились также опросы и анкетирования. Выявляли уровень агрессивности среди детей и отношение к общественным явлениям и к учебе. По результатам анкетирования и опросов предпринимались необходимые меры – беседы, посещение на дому, вызов родителей в школу, родительские собрания. Недостатком в этом направлении является то, что и педагоги и учащиеся за консультациями обращаются редко и не по форме.

Взаимодействие с военкоматом. В рамках работы , по первоначальной постановке на воинский учёт несовершеннолетних призывного возраста, обучающихся нашей школы  ,были подготовлены необходимые документы для прохождения медицинской комиссии в военкомате города Алтай и поставлены на воинский учет.

Социально-педагогическое сопровождение ребенка.В  начале учебного года совместно с психологом  школы проведено обследование  классных коллективов(1 классов) по адаптации обучающихся в новых условиях школьной жизни, результаты которых отражены в справках на консилиумах.

Информационное обеспечение социально-педагогической деятельности. В методическом кабинете социального педагога есть подборка журналов «Социальная педагогика», «Воспитание школьников». В течение года совершенствовались знания, методическая литература дополнялась новыми пособиями и информацией с Интернет сайтов. С каждым годом пополняется база вспомогательного материала. По ходу работы приходится сталкиваться с вопросами юридического характера (опека и попечительство), с изменениями в законопроектах были ознакомлены родители,воспитатели и классные руководители. Банк данных пополнился справками о проведенных мероприятиях, социальными паспортами классов и школы, ведутс : - журнал регистрации обращений  родителей, журнал индивидуальной работы с учащимися. На   КДН  района Алтай  рассматривались 3 семьи : семья Шарыповой Г.В., ГорностаеваЕ.И.,Мануйлова М.Н.В течение учебного года была проведена проверка состояния работы школы по вопросу посещаемости уроков, занятости во внеурочное время и посещения кружков и спортивных секций такими детьми. В результате проверки было выявлено, что дети регулярно посещают занятия. Пропусков без уважительной причины нет. Все учащиеся занимаются в кружках по интересам и спортивных секциях. Досуг данной категории детей достаточно насыщенный и находится на особом контроле у администрации школы и классных руководителей.

Вся проделанная работа по данному направлению заслуживает удовлетворительной оценки. За истекший год было сделано не мало, но остаются вопросы, над которыми необходимо работать. Уровень посещаемости родительских собраний в некоторых классах остается по-прежнему низкий, что негативно влияет на поведение учащихся, на их успеваемость. Необходимо активнее привлекать родителей к планированию воспитательной деятельности, разнообразить формы работы с родителями.

Особая помощь нужна выпускникам специальных  образовательных учреждений. Необходимо  обеспечение их права на профессионально-трудовую деятельность. Без организации специальной поддержки выпускники специальных учреждений не в состоянии выдержать конкуренцию на рынке труда, часто не способны на самостоятельное трудоустройство даже на доступные им рабочие места.

          Мотивом к выбору той или иной профессии у учащихся специальных школ служат или внешние привлекательные стороны профессии, или желание работать рядом с родителями. Редко мотивом являются существенные качества профессии, ее значимость. Профессиональные интересы детей незрелы, малоустойчивы, недостаточно осознанны. В связи с этим их профессиональное самоопределение затруднено.

          Главная задача нашей школы - социальная адаптация выпускника, т.е. активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе.

    В специальной школе подготовка детей с ООП к самостоятельной жизни и производственному труду является важнейшей задачей, решение которой обеспечивается всей системой учебно-воспитательной и коррекционной работы педагогического коллектива. Наряду с трудовой подготовкой в специальной школе ведется работа по профориентации, то есть осуществляется система психолого-педагогических мероприятий, помогающих каждому подростку выбрать себе специальность с учетом потребности общества и своих способностей. Чтобы сделать правильный выбор профессии, нужно как можно больше  знать о видах трудовой деятельности, выявить свои интересы, склонности и способности  к одной из них , уяснить пути получения профессии. Целью  нашего педагогического коллектива является профориентация учащихся и обеспечение  конкретных целенаправленных  действий по ориентации учащихся на  востребованные профессии и создание условий для более успешной социализации выпускников. Для этогобыли   организованы экскурсии в Глубоковский технологический колледж, Чапаевский сельско-хозяйственный колледж , встречи с представителями Катон-Карагайского аграрно-технического колледжа.

          Социальным педагогом Абеновой К.М. ведется работа по трудоустройству воспитанников. В течение учебного года  родители выпускников информированы о колледжах (Катон-Карагайский аграрно-технический колледж, Глубоковский колледж, Чапаевский с/х колледж), где по окончанию выпускники школы – интерната смогут продолжить обучаться для получения специальности, дальнейшего трудоустройства и социализации в обществе. А также была проведена профориентационная работа с воспитанниками школы – интерната.

Вывод: Продолжить работу по профориентационной работе.

Для достижения положительных результатов по состоянию правонарушений необходимо учесть в следующем учебном году следующее: Задачи на 2022– 2023 учебный год:

1. Осуществление мероприятий по социальной защите детей, организация профилактической, социально значимой деятельности несовершеннолетних в образовательном учреждении.

2. Формирование законопослушного поведения обучающихся.

3. Формирование и развитие правовых знаний и правовой культуры школьников, законопослушного поведения и гражданской ответственности.

 4. Развитие правового самопознания.

5. Активизация деятельности всего педагогического коллектива в вопросах профилактики безнадзорности, правонарушений и преступлений школьников, воспитание основ безопасности.

6. Усиление контроля над посещением учащимися учебных занятий.

7. Формирование у учащихся адекватного представления о здоровом образе жизни.

8. Социально - педагогическое сопровождение учащихся, состоящих на профилактическом учете

9.Выполнение комплекса профилактических мер для физического, психического и интеллектуального развития учащихся через их социализацию. 

10.Оказание консультативной или иной помощи учащимся, родителям, классным руководителям, воспитателям  по ликвидации кризисных ситуаций.

О школе

Организована в 1959 году, как школа-интернат для детей из малообеспеченных семей. Постановлением Восточно-Казахстанского областного отдела народного образования от 8 июля 1971 года № 341 перепрофилирована во вспомогательную школу-интернат №1 для детей с дефектами умственного и физического развития с 1 сентября 1971 года.С 2020 г. именуется «Специальная школа-интернат №1» управления образования ВКО