ОТЧЁТ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
ЗА 2021-2022
УЧЕБНЫЙ ГОД
Работа социального педагога КГУ «Специальная школа– интернат №1» УО ВКО ведется по плану работы на 2021-2022уч. год. В течение учебного года основной задачей в работе социального педагога школы является социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребенка, установление связей и партнёрских отношений между семьей и школой. Для достижения положительных результатов в своей деятельности социальный педагог:
* Руководствуется Законом «Об образовании»
* Конвенцией о правах ребенка
*Нормативными актами, законами «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних»
* «Об основных гарантиях прав ребенка в РК»
*Поддерживает связи с родителями; с органами и учреждениями системы профилактикиØ безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних района Алтай
* Изучает социальные проблемы обучающихся, воспитанников;
* Ведет учет и профилактическую работу с детьми из неблагополучных семей и семей, оказавшимися в трудной жизненной ситуации;
* Осуществляет социальную защиту детей из семей группы риска: многодетных,Ø опекаемых, потерявших кормильца, неполных.
* Проводит патронаж опекаемых семей, семьи находящихся в социально опасном положении ;
* Ведет индивидуальную консультационную работу с классными руководителями, родителями;
* Выступает на общешкольных и классных родительских собраниях, педсоветах и совещаниях;
*Взаимодействует с военкоматом;
* Ведетпрофориентационную работу.
Обновление и создание документации.
Данный учебный год начался с обновления и создания документации на новый учебный год:
-План работы социального педагога;
-План работы Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних;
-План совместных мероприятий КГУ «Специальная школа – интернат№1» УО ВКО и ОДН РОВД района Алтай по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.
-План работы Совета профилактики;
-План индивидуальной работы с учащимися, состоящими на внутришкольном учете и в « Группе риска»;
- Обновлен и составлен социальный паспорт, где отражены данные по обучающимся их семьям.
Основная часть обучающихся в школе-интернате проживают в районе Алтай-120 детей, однако есть дети, которые проживают в отдаленных от школы местах это:
с Катон-Карагайского района-5
с Курчумского района-4
с Кокпектинского района-1
с Глубоковскогорайона-1
с города Усть-Каменогорск-2
В начале учебного года был проведён мониторинг ученического коллектива школы, в ходе которого составлены списки учащихся по определённым статусным категориям для определения материального уровня жизни семей, диагностика контингента. Данные были получены путем изучения школьной документации, составления социальных паспортов классных коллективов, собеседования с родителями, классными руководителями, воспитателям. В результате всей работы был составлен социальный паспорт школы.
Начало учебного года |
Конец учебного года |
|
Всего обучающихся |
124 |
133 |
Индивидуальное обучение на дому |
14 |
14 |
Приходящие/ проживающие |
77/42 |
62/51 |
дети-инвалиды |
39 |
45 |
опекаемые |
1 |
4 |
Полных семей |
58 |
57 |
Многодетных семей, количество детей, обучающихся в школе |
27/35 |
28/38 |
Малообеспеченные семьи, количество детей, обучающихся в школе |
43/52 |
46/57 |
Проблемные семьи |
18 |
27 |
Обучающиеся, состоящие на учете в ОДН РОВД района Алтай |
0 |
1 |
Обучающиеся, состоящие на ВШК, в « Группе риска» |
5/11 |
9/17 |
Количество полных семей составляет: в младшем звене - 26,в среднем звене- 29, в старшем звене- 2
Количество семей, где воспитывает одна мама в младшем звене -37, в среднем звене -26, в старшем звене - 5, а также имеется 8 семей, в которых воспитанием ребенка занимается отец, в младшем звене -3, в среднем звене -3, в старшем звене - 2
Неблагополучных семей 27. Из них в младшем звене -14, в среднем звене -11, в старшем звене-2.
Количество многодетных семей - 38. Из них детей в младшем звене -14, в среднем звене -21,в старшем звене-3.
Количество детей сирот и опекаемых-4 .
Количество детей «Группа риска» - 17
Количество детей, состоящих на учете ВШК-9 .
Дети инвалиды -45
Образовательный уровень родителей учащихся нашей школы.
С высшим образованием: мл. звено – 9, ср. звено – 13, старшее звено– 0 , со средне-специальным: мл. звено– 18, ср. звено– 14, ст. звено – 3, со средне техническим: младшее звено– 6, среднее звено – 1, старшее звено – 0, со средним образованием: младшее звено –38, среднее звено – 18, старшее звено – 6, неполное среднее образование : в младшем звене 40, в среднем звене - 21 и в старшем звене - 3.
Высшее |
Средне-специальное |
Средне-техничес |
Среднее |
Неполное среднее |
|
Младшеезвено (1-4) |
9 |
13 |
5 |
26 |
40 |
Среднее звено (5-9) |
5 |
18 |
3 |
14 |
41 |
Старшее звено (10) |
0 |
1 |
0 |
10 |
13 |
14 |
32 |
8 |
50 |
94 |
Как показывает социальный паспорт школы, образовательный уровень родителей учащихся нашей школы : 11 % родителей имеют высшее образование, среднее - специальное образование - 24%, среднее-техническое образование – 6%, среднее образование -37% и неполное среднее образование - 71% . Приблизительно третья часть семей – матери-одиночки и отцы - одиночки, отсюда необходимость педагогического внимания и возможно, индивидуальной помощи.
Проблема: увеличение детей из неполных, неблагополучных семей, частые пропуски учащихся.
Пути решения: рекомендовать родителям летнюю профилактику оздоровления, занятости детей.
Классным руководителям (проблемных в посещаемости классов) усилить контроль за посещаемостью, наладить работу со школьным инспектором и социальным педагогом, вести планомерную работу по вопросам посещаемости в течение года.
К социально-незащищенным семьям относятся семьи из группы риска, из них в том числе дети, оставшиеся без попечения родителей, дети - инвалиды дети из многодетных семей, дети из малообеспеченных семей, семьи, попавшие в СОП. В течение года осуществлялся периодический патронаж семей, в которых воспитываются учащиеся школы, составлялись акты обследования жилищно-бытовых условий проживания несовершеннолетних. Посещение учащихся на дому: 12 населенных пунктов: Средигорное. Соловьево, Маяк, Зубовск, Малеевск, Путинцево, Теплые ключи, Восточное, Алтынсай,Чапаево, Октябрьск, Новая Бухтарма;33 семей. С родителями проводились беседы, индивидуальные консультации, решались вопросы по оказанию помощи в оформлении удостоверения личности. В течение учебного 2021-2022 года осуществлялся контроль посещаемости учеников, выяснялись причины их отсутствия или опоздания, поддерживалась тесная связь с родителями и классными руководителями, воспитателями. В случае отсутствия ученика социальный педагог, психолог и воспитатель выезжали по месту жительства обучающегося. С родителями проводилась большая профилактическая работа: беседы, консультации, встречи с инспектором по делам несовершеннолетних. Профилактика безнадзорности и правонарушений среди обучающихся. Социальный педагог проводил изучение контингента подростков и их семей, начиная с младших классов, выделяя учащихся и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Поддерживалась тесная связь с родителями, классными руководителями, воспитателями, учителями - предметниками, медицинским работником, психологом, администрацией школы, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, отделом опеки образования района Алтай. Деятельность социального педагога школы по вопросам профилактики правонарушений среди. подростков реализовалась согласно плану, утвержденному директором школы. Социальный педагог выполнял следующие функции:
1. Формировал банк данных «трудных» подростков и учащихся из неблагополучных семей;
2. Социально-педагогическая помощь и поддержка в работе классных руководителей, воспитателей и учителей-предметников;
3. Коррекционно-индивидуальная работа с «трудными»
отношений с подростками и родителями, использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности.
Работа с каждой семьёй велась в комплексе с психологом, медработником школы, с участковым полиции, школьным инспектором. Дети вовлечены в кружки по интересам, спортивные секции.
Родители с детьми, имеющие проблемы с учебой, посещаемостью, поведением приглашались на беседу к администрации школы( родители Суханова Б ученик 3а класса, Пантелеева С. ученик 4б класса, Кузнецова А.ученик 4б класса, Чижика А. ученик 5а класса, Ларичевой Н. ученицы9а класса, Зинкова З ученик1а класса , Полтораниных); на заседания КДН с целью усиления позитивных влияний социальной среды были приглашены родители Суханова Б. ученика3а класса, Ларичевой Н. ученицы 9а класса,Горностаева К. ученика 4б класса).
За 2021-2022 учебный год было проведено 9 заседаний совета профилактики, вопросы, рассматриваемые на данном заседании совета профилактики: нарушение поведения учащихся : Егораева Н. ученика 7а класса- конфликт с девочками группы; нарушение школьной дисциплины : учеников 5а класса, Чижика А. ученика 4а класса Лысенкот Н,. ученицыа 8а класса Антончик С., кража Кузнецов А. 4б класс. Состав комиссии на заседаниях:заместители директора по ВР Валькова Е.П., Кадуркина О..В. – психолог, социальный педагог Абенова К.М., Дузбаева А.Ж. председатель ППО «АМАНАТ», руководитель детской организации « Асыл мұра» Филатова Н.А.
Социальным педагогом , школьным психологом посещались заседания КДН , предоставлялись все необходимые документы (характеристики, представления, акты посещений, информация на учащихся). Социальный педагог отчитывался о профилактической работе правонарушений на совещаний при директоре.
На КДН были рассмотрены три семьи: Суханова Б. 3акласс, Ларичевой Н. 8акласс, Горностаева К. 4бкласс.
В школе создана Служба сопровождения. В состав, которой вошли педагог-психолог, социальный педагог, логопед
На начало учебного года состояло 18 проблемных семей, на конец учебногогода-27. В течение отчетного периода по месту жительства совместно с психологом, воспитателями проведено рейдов
по посещению обучающихся с целью проверки условий проживания детей, соблюдения режима дня, доведения до сведения родителей информации о поведении их детей в школе, отношения к учебе. Составлены акты обследования жилищно-бытовых условий.
В результате посещения проведены - индивидуальных собеседований. Ознакомились с условиями проживания. В семье Полтораниных ,1б и 5а класс, проведена беседа по поводу антисанитарных условий. В семье Мышеловских , 2а и 3б класс, проведена беседа по поводу употребления алкогольных напитков матери и по пропуску уроков. В беседе с матерью Кузнецовых , 4б и 9а класс, были даны рекомендации усилить контроль за успеваемостью и посещаемостью .
Особое место в воспитательном процессе занимала работа с детьми, воспитывающимися в условиях опекаемой семьи. Постоянно велось наблюдение за процессом социализации детей, относящихся к категориям опекаемых.
Всего в школе – интернате на 1.09. 2021 год 1 опекаемый (Антончик С. ученица 8а класса), на конец учебного года 2022 года количество опекаемых учащихся составило 4 детей ( Антончик С. ученица 8а класса, Егораев Н. ученик 7а класса, Дидахмет Т. ученик 2а класса, Пушилин С. ученик 2а класса).
Все опекаемые проживают в удовлетворительных условиях. Контроль за опекаемыми в школе - интернате осуществляют: зам. директора по УВР Шахантаева А.С.., зам. директора ВР Валькова Е.П. классные руководители, воспитатели, медсестра, педагог - психолог, социальный педагог.
Опекуны, законные представители обучающихся справляются со своими обязанностями, затруднений в воспитании опекаемых не испытывают, все опекаемые проживающие в домашних семьях обеспечены бесплатными проездными билетами по городу. В школе – интернате пятиразовое сбалансированное питание, включены витамины в виде овощных салатов и фруктов. Анализируя отчеты опекунов, можно сделать вывод: опекуны затруднений в воспитании опекаемых не имеют, с обязанностями опекуна справляются.
В течение 2021-2022 учебного года проводились беседы в 1-9 классах по теме «Как противостоять влиянию подростковых антиобщественных группировок», прочитана лекция «Ответственность несовершеннолетних по уголовному и административному праву», «Об ответственности несовершеннолетних за хулиганские действия, нанесение вреда здоровью». Проведение классных часов на правовые темы, формирование у подростков ЗОЖ. ( 6 класс, 7 класс,8 класс, 9 класс, 1,,4,3 классы) тематика: (Как не стать жертвой преступления, Нецензурная брань и ответственность. Когда наступает ответственность ,были организованы встречи с обучающимися с 5 по 10 классы с инспектором ОДН беседы на темы: «Ответственность за совершение преступлений и административных правонарушений, неотвратимость наказания», «Пагубное воздействие вредных привычек», «Внимательное и бережное отношение к вещам», «Уголовная ответственность за совершение преступлений террористической направленности», «Правовая ответственность». Индивидуальные беседы «Что такое правонарушение» с обучающимися 5 класса. На совещании при директоре обсуждался вопрос работы классных руководителей по профилактике правонарушений, а так же предоставлены отчеты работы социального педагога по работе с обучающимися, состоящими на учете в « Группыриска»,ОДН, работы Совета профилактики. Большая работа велась с классными руководителями, воспитателями посещались мероприятия, проводились беседы, совместно с ними проводились подворный обход детей, даны необходимые рекомендации по предупреждению конфликтных ситуаций в классе ,в группе, в школе. 2 раза в была организована экскурсия « Я и мой инспектор» в ГРОВД города Алтай, где ребята знакомились с работой полицейских.
Работа с родителями.
В течение года были проведены консультации по вопросам опеки и попечительства, по вопросам получения материальной помощи семьям находящимся в СОП, оказана консультация в получении удостоверения личности Кузнецовой Д.ученице 9а класса, Ларичевой Н. 9а класс, солтанбекову Д.9а класс , в прохождении медкомиссии для посещения школы Кузнецову К.1 б класс, Пушилиной А.3б класс.
Работа с учащимися. В течение года с учащимися проводилась профилактическая работа по наркомании, курению, алкоголизму и терроризму. Под руководством зам. директора по ВР проводились встречи с инспектором ОДН. Воспитатели проводили беседы в классах по теме «Мы за здоровый образ жизни», «Скажем, нет вредным привычкам», классные часы по безопасности. Совместно со школьным психологом среди учеников проводились также опросы и анкетирования. Выявляли уровень агрессивности среди детей и отношение к общественным явлениям и к учебе. По результатам анкетирования и опросов предпринимались необходимые меры – беседы, посещение на дому, вызов родителей в школу, родительские собрания. Недостатком в этом направлении является то, что и педагоги и учащиеся за консультациями обращаются редко и не по форме.
Взаимодействие с военкоматом. В рамках работы , по первоначальной постановке на воинский учёт несовершеннолетних призывного возраста, обучающихся нашей школы ,были подготовлены необходимые документы для прохождения медицинской комиссии в военкомате города Алтай и поставлены на воинский учет.
Социально-педагогическое сопровождение ребенка.В начале учебного года совместно с психологом школы проведено обследование классных коллективов(1 классов) по адаптации обучающихся в новых условиях школьной жизни, результаты которых отражены в справках на консилиумах.
Информационное обеспечение социально-педагогической деятельности. В методическом кабинете социального педагога есть подборка журналов «Социальная педагогика», «Воспитание школьников». В течение года совершенствовались знания, методическая литература дополнялась новыми пособиями и информацией с Интернет сайтов. С каждым годом пополняется база вспомогательного материала. По ходу работы приходится сталкиваться с вопросами юридического характера (опека и попечительство), с изменениями в законопроектах были ознакомлены родители,воспитатели и классные руководители. Банк данных пополнился справками о проведенных мероприятиях, социальными паспортами классов и школы, ведутс : - журнал регистрации обращений родителей, журнал индивидуальной работы с учащимися. На КДН района Алтай рассматривались 3 семьи : семья Шарыповой Г.В., ГорностаеваЕ.И.,Мануйлова М.Н.В течение учебного года была проведена проверка состояния работы школы по вопросу посещаемости уроков, занятости во внеурочное время и посещения кружков и спортивных секций такими детьми. В результате проверки было выявлено, что дети регулярно посещают занятия. Пропусков без уважительной причины нет. Все учащиеся занимаются в кружках по интересам и спортивных секциях. Досуг данной категории детей достаточно насыщенный и находится на особом контроле у администрации школы и классных руководителей.
Вся проделанная работа по данному направлению заслуживает удовлетворительной оценки. За истекший год было сделано не мало, но остаются вопросы, над которыми необходимо работать. Уровень посещаемости родительских собраний в некоторых классах остается по-прежнему низкий, что негативно влияет на поведение учащихся, на их успеваемость. Необходимо активнее привлекать родителей к планированию воспитательной деятельности, разнообразить формы работы с родителями.
Особая помощь нужна выпускникам специальных образовательных учреждений. Необходимо обеспечение их права на профессионально-трудовую деятельность. Без организации специальной поддержки выпускники специальных учреждений не в состоянии выдержать конкуренцию на рынке труда, часто не способны на самостоятельное трудоустройство даже на доступные им рабочие места.
Мотивом к выбору той или иной профессии у учащихся специальных школ служат или внешние привлекательные стороны профессии, или желание работать рядом с родителями. Редко мотивом являются существенные качества профессии, ее значимость. Профессиональные интересы детей незрелы, малоустойчивы, недостаточно осознанны. В связи с этим их профессиональное самоопределение затруднено.
Главная задача нашей школы - социальная адаптация выпускника, т.е. активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе.
В специальной школе подготовка детей с ООП к самостоятельной жизни и производственному труду является важнейшей задачей, решение которой обеспечивается всей системой учебно-воспитательной и коррекционной работы педагогического коллектива. Наряду с трудовой подготовкой в специальной школе ведется работа по профориентации, то есть осуществляется система психолого-педагогических мероприятий, помогающих каждому подростку выбрать себе специальность с учетом потребности общества и своих способностей. Чтобы сделать правильный выбор профессии, нужно как можно больше знать о видах трудовой деятельности, выявить свои интересы, склонности и способности к одной из них , уяснить пути получения профессии. Целью нашего педагогического коллектива является профориентация учащихся и обеспечение конкретных целенаправленных действий по ориентации учащихся на востребованные профессии и создание условий для более успешной социализации выпускников. Для этогобыли организованы экскурсии в Глубоковский технологический колледж, Чапаевский сельско-хозяйственный колледж , встречи с представителями Катон-Карагайского аграрно-технического колледжа.
Социальным педагогом Абеновой К.М. ведется работа по трудоустройству воспитанников. В течение учебного года родители выпускников информированы о колледжах (Катон-Карагайский аграрно-технический колледж, Глубоковский колледж, Чапаевский с/х колледж), где по окончанию выпускники школы – интерната смогут продолжить обучаться для получения специальности, дальнейшего трудоустройства и социализации в обществе. А также была проведена профориентационная работа с воспитанниками школы – интерната.
Вывод: Продолжить работу по профориентационной работе.
Для достижения положительных результатов по состоянию правонарушений необходимо учесть в следующем учебном году следующее: Задачи на 2022– 2023 учебный год:
1. Осуществление мероприятий по социальной защите детей, организация профилактической, социально значимой деятельности несовершеннолетних в образовательном учреждении.
2. Формирование законопослушного поведения обучающихся.
3. Формирование и развитие правовых знаний и правовой культуры школьников, законопослушного поведения и гражданской ответственности.
4. Развитие правового самопознания.
5. Активизация деятельности всего педагогического коллектива в вопросах профилактики безнадзорности, правонарушений и преступлений школьников, воспитание основ безопасности.
6. Усиление контроля над посещением учащимися учебных занятий.
7. Формирование у учащихся адекватного представления о здоровом образе жизни.
8. Социально - педагогическое сопровождение учащихся, состоящих на профилактическом учете
9.Выполнение комплекса профилактических мер для физического, психического и интеллектуального развития учащихся через их социализацию.
10.Оказание консультативной или иной помощи учащимся, родителям, классным руководителям, воспитателям по ликвидации кризисных ситуаций.