Анализ работы МО воспитателей КГУ «Специальная школа-интернат № 1» УО ВКО за 2022 - 2023 учебный год.

          Анализ работы МО воспитателей КГУ «Специальная школа-интернат № 1»

                                 УО ВКО за 2022 - 2023 учебный год.

  1. 05. 2022 – 2023 учебный год. Руководитель МО воспитатель: Самойлова Л.Л.

 Методическое объединение воспитателей - это объединение воспитателей процесса, исследования его эффективности, повышения профессионального мастерства педагогов, в состав которого входят 17 воспитателя.                                                                 По уровню профессионального мастерства воспитателей можно отметить следующее:  Имеют категорию педагог – модератор 3 воспитателя: Даербекова А.А. Мазова Е.В. Самойлова Л.Л. 2 воспитателя имеют 2 категорию: Андреева Е.Ю. Садуанова М.Д. 3 воспитателя сдали  на категорию педагог – модератор: Бегалина Р.К. Колмакова С.И. Минеева А.Н. удостоверение о присвоении квалификационной категории планируется на август, 9 воспитателей работали без категории.

Методическая работа строилась на основе анализа деятельности воспитательной работы за истекший период. Цель и задачи методической работы определялись соответственно задачами нашего учреждения. В течение учебного года МО воспитателей работало над методической темой «Проектная деятельность в воспитательном процессе, как способ формирования творческой, самоопределяющейся, саморазвивающейся личности школьника».

Цель работы: создание условий адаптации личности в современном социуме, воспитание у учащихся гражданской  жизненной позиции и любви к Родине, нравственности на основе общечеловеческих ценностей и правосознания, национальной и религиозной терпимости, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно – психического здоровья.


Задачи:

1.Организация качественной работы с категорией «трудные дети, семьями детей «группы риска».

2.Гражданско - патриотическое воспитание учащихся через повышение воспитательного потенциала воспитательских занятий.

  1. Повышение общей культуры учащихся: - включение каждого ребёнка в работу на воспитательных занятиях.
  2. Формирование работать и жить в коллективе.
  3. Воспитание у ребёнка активности и самостоятельности, умение правильно оценивать окружающее и самих себя.
  4. Своевременное оказание социальной помощи и поддержки учащимся с лёгкими нарушениями интеллекта.
  5. Развитие и социализация личности, отношение к будущей профессии.
  6. Профилактика безнадзорности и правонарушений с включением в данную работу родительского сообщества.
  7. Воспитание в детях толерантного отношения к происходящим событиям и окружающим людям.
  8. Создание в школе благоприятной психологической атмосферы, способствующей раскрытию потенциала каждого ребёнка.
  9. Коррекция всех компонентов психологического, интеллектуального, личностного развития ребёнка с проблемами в развитии.

12.всестороннее развитие учащихся с целью их подготовки к самостоятельной жизни и труду.

При планировании методической работы воспитателей были использованы такие формы работы, которые реально позволили решать проблемы и задачи методической работы:  

Чтение доклада на заседании МО: Самойлова Л.Л. « Формирование творческой, самоопределяющейся, саморазвивающейся личности школьника через внеурочную проектную деятельность»

Участие в семинаре: Аяганова Г.С. Мазова Е.В. Снегирева И.А. Колмакова С.И. Самойлова Л.Л.

Участие на педагогическом совете школы: Даербекова А.А. Филатова Н.А. Красовская Е.Л. Андреева Е.Ю.

Участие в конкурсе педагогического мастерства: Андреева Е.Ю. Филатова Н.А. Колмакова С.И.

Обмен  опыта: Даербекова А.А. Мазова Е.В.

Решение поставленных задач осуществлялось благодаря сложившемуся коллективу воспитателей, который отличался высоким профессионализмом и стабильностью. За год подготовлено и проведено3плановых заседаний,  были даны консультации по подготовке к семинару и педсовету на рабочем уровне.

1заседание МО «Организационно-установочное» (сентябрь). На заседании слушали руководителя МО Самойлову Л.Л.., которая в своём выступлении проанализировала работу методического объединения воспитателей за 2021 – 2022 учебный год. Рассказала о том, что за прошедший учебный год было проведено пять заседаний методических объединений, о темах заседаний проведённых занятиях и выслушали предложенные методические рекомендации. По второму вопросу слушали руководителя МО Самойлову Л.Л.., которая ознакомила воспитателей с планом работы методического объединения воспитателей на 2022-2023 учебный год . О проведении семинара-практикума, педагогического совета, аттестации воспитателей, конкурсе педагогического мастерства. По третьему вопросу слушали Самойлову Л.Л. о планировании воспитательной работы на 2022-2023 учебный год, целях, задачах и основных направлениях воспитательной деятельности педагогов по совершенствованию форм и методов в воспитательном процессе, как способ формирования творческой, самоопределяющейся, саморазвивающейся личности школьника. Самойлова Л.Л. предложила продолжить самообразования каждого воспитателя МО в новом учебном году.

2 заседание МО Тематическое «Формирование творческой, самоопределяющейся личности школьника через проектную деятельность» (октябрь) ответственная Самойлова Л.Л. Утверждение проектов. Филатова Н.А. « Национальное патриотическое воспитание учащихся младших классов» Булекпаева Ж.А. нравственное воспитание «Мой класс – моя школа».

По первому вопросу выступила руководитель МО Самойлова Л.Л. В своём выступлении Самойлова Л.Л. рассказала что происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов воспитания, педагогических технологий, направленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирования у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни.                           По второму вопросу выступили воспитатели Филатова Н.А. Булекпаева Ж.А. Воспитатели рассказали о своих проектах целях  задачах формах и методах реализации проектной деятельности. Состоялось обсуждение. Были заданы уточняющие вопросы.

27 января 2022 – 2023 учебного года состоялся семинар – практикум « Принципы индивидуального и дифференцированного подхода в реализации проектно – исследовательской деятельности». На семинаре достойно выступили педагоги Мазова Е.В. Снегирева И.А. Колмакова С.И. Аяганова Г.С. Самойлова Л.Л.

Аяганова Г.С. рассказала о важности индивидуального и дифференцированного подхода для реализации успешного воспитательного процесса на воспитательных мероприятиях. Она отметала, что вся работа в данном направлении ведется систематически. Благодаря этому в ходе регулярных воспитательных занятий у учащихся формируется положительная эмоциональная атмосфера, совместная работа с учащимися в группе оказывает положительное влияние на формирование у них навыков, необходимых для коммуникативной, эмоциональной, волевой адаптации. Также педагог рассказала о технологиях, которые использует на воспитательных мероприятиях, поделилась опытом работы с мини-группами, где задание и цель занятия для детей одинаковые, а способы их исполнения - разные и зависят от интеллектуального развития ребёнка.

Мазова Е.В. рассказала об индивидуальном и дифференцированном подходе при выполнении домашнего задания в работе над проектом «Зелёная книга».Было отмечено, что в настоящее время проект находится на этапе реализации, на котором педагог выступает в роли помощника, консультанта поотдельнымвопросам,источникадополнительнойинформации.ЕленаВалерьевна рассказала о задачах дифференцированного и индивидуального подходов, о выполнении домашнего задания в работе над проектом «Зелёная книга». Педагогом было отмечено, что работа с тетрадями наблюдений, создание коллажей дома - особый вид самостоятельной работы, т.к. эта работа выполняется без непосредственного контроля воспитателя: при выборе нужной информации, при оформлении требуется помощь родителей, что способствует сплочению семьи. Вовлеченность ребенка в деятельность, удовлетворенность собой и своим результатом обеспечивают переживание осмысленности, значимости происходящего, являются основой для его дальнейшего самосовершенствования и самореализации.

Снегирева И.А. рассказала об использовании дифференцированного подхода на воспитательном часе и внеклассных мероприятиях в реализации проекта «О здоровье всерьёз!». Было отмечено, что тема здорового образа жизни сегодня важна как никогда, особенно для подростков, ведь они наше будущее. Данный проект разработан с целью приобщение подростков к здоровому образу жизни. Проект способствует формированию негативного отношения к вредным привычкам, даёт возможность получить знания о здоровом образе жизни. Ирина Анатольевна отметила, что был разработан индивидуальный план мероприятий для реализации проектной деятельности, который включает в себя: классные часы, экскурсии, спортивные состязания, флэшмобы, подвижные игры, эстафеты на свежем воздухе, беседы-диалоги, весёлые старты. Педагог рассказала о том, как реализует задачи проекта, использует в своей работе дифференцированный и индивидуальный подход к каждому ребенку, стремится строить воспитательные мероприятия так, чтобы было интересно всем учащимся.

Колмакова С.И. рассказала об индивидуальном и дифференцированном подходе через игровую деятельность в реализации проекта «Моя семья». Она определила актуальность выбранной темы проекта, отметила, что семья и школа - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, будущих взрослых граждан нашей страны. И от того, какими вырастут наши дети, будет зависеть и будущее нашего государства. Далее педагог рассказала о реализации своего проекта, о применении в работе с детьми дифференцированного и индивидуального подхода, игровых приемов. Было отмечено, что работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребенка, укрепления и развития детско-родительских отношений. Родители должны дать понятие ребенку, что он часть семьи, что это очень важно. Мы взрослые должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать детям чувство привязанности к семье и дому.

Самойлова Л.Л. рассказала о применении индивидуального и дифференцированного подхода в реализации проекта «Планета открытых сердец». Было отмечено, что данная работа была начата Сембаевой А.Н. Основная цель работы над проектом - формирование нравственного, коммуникативного и эстетического потенциала личности учащегося.Организация воспитательной работы основана на развитии индивидуальных особенностей ребёнка, его возможностей и способностей. Лариса Леонидовна отметила, что через индивидуальную и дифференцированную работу помогает детям поверить в свои силы, повышает самооценку и обеспечивает максимальное развитие. Правильный подбор упражнений, заданий, вопросов, игр позволяет организовать деятельность учащихся, дает возможность раскрыть себя, повысить свою самооценку, вовлечь каждого ребёнка в работу. На своих занятиях педагог также использует дифференцированный и индивидуальный подходы, старается подбирать для детей интересные задания, упражнения, игры. Были отмечены положительные моменты в реализации проекта.

Самойлова Л.Л. предложила задания для педагогов школы по разработке проекта. Работа проводилась по группам. Каждое МО активно приняли участие и поделились своим опытом работы в данном направлении. Даербекова А. А.провела рефлексию, где каждая группа оценила работу методического объединения. Были даны положительные оценки, отмечена работа педагогов в разработке и проведении семинара.

 

3 марта 2022 – 2023 учебный год в школе прошёл конкурс педагогического мастерства. Цели и задачи конкурса: выявление талантливых педагогов, их поддержка и поощрение; повышение социального статуса и профессионализма педагогов; стимулирование профессионального педагогического творчества; выявление и распространение образцов инновационной педагогической деятельности; формирование нового педагогического мышления. В конкурсе принимали участие педагоги: Андреева Е.Ю. Филатова Н.А. Колмакова С.И. В своих выступлениях воспитатели раскрыли своё педагогическое мастерство. Участникам вручили сертификаты. По высоким критериям конкурса педагог Андреева Е.Ю. участвовала в областном конкурсе, где заняла достойное 3 место. Молодцы!

 

30 марта 2022 – 2023 учебный год. В школе состоялся педагогический совет на тему « Организация проектной деятельности учащихся в воспитательном процессе». В работе принимали участие педагоги, реализующие  в своей работе долгосрочные и краткосрочные проекты. Опытом работы поделились Даербекова А.А. Филатова Н.А. Красовская Е.Л. Андреева Е.Ю.

 

Даербекова А.А. -«Организация проекта «Школа+Семья=Успех» учащихся и родителей 5А класса в воспитательном процессе».  В своем выступлении педагог отметила, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью школы. Было отмечено, что над проектом педагог работает с 2021 года. Асель Ануарбековна рассказала о целях и задачах проекта, об этапах и способах его реализации. Были отмечены традиционные формы работы с родителями: родительские собрания, индивидуальное общение, консультации для родителей - «Друзья в жизни ребенка», «Социальная адаптация ребенка и ее результаты», «Влияние разногласий в семье на учебную деятельность ребенка в школе», «Роль семейных отношений в формировании культуры общения ребенка»; рейды в семьи воспитанников, родительские чтения - И.Ю. Кулагина «Младшие школьники, особенности их развития», А. Лопатина «Семейные заповеди», «Мы учим детей житьсреди людей» (Кодекс семейного воспитания). Педагог отметила, что совместно с родителями и детьми разработаны и реализованы мини-проекты «Мой край родной», «Моя семья», в ходе работы над которыми активное участие принимали практически все родители и дети.(Доклад прилагается).

Филатова Н.А. - «Национальное и патриотическое воспитание учащихся младших классов через организацию воспитательного процесса».  Педагог раскрыла актуальность развития патриотических чувств младших школьников, отметила, что главное в патриотическом воспитании учащихся, это личный пример взрослых членов семьи, педагогов школы. На примере взрослых наши дети в повседневной жизни постоянно будут видеть положительные моменты бережного отношения своих взрослых товарищей к родной природе, краю, к ближнему, своей Отчизне. Далее Наталья Александровна отметила основную цель своего проекта, рассказала о проделанной работе: классные часы, посещение Центральной библиотеки, уроки-викторины, часы творчества и т.д. Педагогом отмечено, что результатом данных мероприятий стало участие детей в общешкольных национальных  мероприятиях, а также участие детей в республиканской олимпиаде «Мой Казахстан».(Доклад прилагается).

Красовская Е.Л. - «Сказкотерапия как метод формирования духовно-нравственных качеств у детей в совместной проектной деятельности воспитателя и родителей». В своем выступлении педагог отметила, что сказка играет большую роль в становлении личности ребенка, его поведения. Далее педагог рассказала, что для того, чтобы повысить интерес к сказкам, любви к книгам у подрастающего поколения, ею был разработан проект «В гостях у сказки». Были представлены цели и задачи проекта, рассказано об этапах реализации проекта и прогнозируемый результат. Елена Леонидовна отметила, что дети стали проявлять больший интерес к участию в показе сказок с помощью инсценировки, в продуктивной деятельности; эмоционально откликаются на прочитанный воспитателем текст сказок, активно отвечают на вопросы о последовательности событий в сказке, с интересом рассматривают иллюстрации к художественному произведению, рассуждают, приобретают умения решать проблемные ситуации, сопереживают героям сказок. В работе с родителями повысился уровень активности участия в проектной деятельности.(Доклад прилагается).

Андреева Е.Ю. - «Использование проекта «Сакральный Восточный Казахстан» в воспитательном процессе». Елена Юрьевна рассказала о важности изучения родного края, отметила, что у ребят, которые занимаются краеведением, исчезают проблемы во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, они легче вступают в контакт, обретают уверенность в своих способностях и возможностях. Воспитывается организованность, развиваются навыки общения, формируется любовь к родному краю. Было обращено внимание на то, что проект позволил раздвинуть рамки воспитательной программы, построить работу с классом в течение продолжительного времени и в различных формах. В заключение педагог обобщила свой собственный опыт работы над проектом, отметила положительные стороны в работе, успешность использования разнообразных методов и приемов для достижения поставленных целей и задач. (Доклад прилагается).

Далее Снегирева И.А. провела рефлексию «Солнышко и дождик», где было предложено, используя лучи от солнышка и капельки дождя от тучки оценить работу на педсовете. Были заслушаны мнения всех групп, сделаны выводы и намечены направления в дальнейшей работе по данной теме.

 

Проанализировав работу МО воспитателей за прошедший учебный год, следует отметить положительное в работе:

  1. Поставленные задачи перед МО были выполнены.
  2. У воспитателей Филатовой Н.А. Колмаковой С.И. Красовской Е.Л. повысился профессиональный уровень.
  3. Возросла активность воспитателей, их стремление к творчеству (участие в конкурсах).
  4. Разрабатываются более эффективные формы работы с воспитанниками. Проведенные тематические воспитательные часы, имеют разностороннюю направленность.
  5. Во внеклассной деятельности воспитателей с детьми отмечается большое разнообразие форм проведения мероприятий, занятий с применением презентаций.

Однако, несмотря на всестороннюю работу МО в течение года, некоторые моменты в работе методического объединения воспитателей отработаны не до конца. Необходимо обратить внимание на следующие недоработки при планировании работы на следующий учебный год:

  1. Недостаточная пропаганда идей здорового образа жизни среди воспитанников младшего, среднего и старшего школьного возраста.
  2. Вести разнообразную работу с семьями воспитанников. Заслушивать на заседаниях МО результаты работы воспитателей по проблемным темам. На основании выше указанного методическое объединение воспитателей на 2022-2023 учебный год организовать работу МО по реализации цели:
  3. Изменение профессиональной позиции педагога и совершенствование опыта практической деятельности в соответствии с новой программой воспитания и социализации.

                                                                                                                                                       Для достижения данной цели МО воспитателей планировать основные направления воспитательной работы:                                                                                                         1.Изучать и внедрять в работу новые подходы к организации воспитательного процесса как условие повышения качества воспитания детей с ЛНИ.

  1. Развивать научно-методическое и нормативно-правовое обеспечение воспитательного процесса;
  2. Формировать творческий потенциал личности педагога через активное участие в работе МО.

4.Создавать условия для профессионального роста воспитателей через организацию открытых занятий и мероприятий воспитательного характера.

5.Продолжить сотрудничество со специалистами психологом школы Кадуркиной О.В. социальным педагогом Абеновой  К.М., работающими в школе - интернате с целью расширения и углубления знаний по организации коррекционной работы в группе, повышению педагогического мастерства.

                          Руководитель МО воспитателей Самойлова Л.Л.

О школе

Организована в 1959 году, как школа-интернат для детей из малообеспеченных семей. Постановлением Восточно-Казахстанского областного отдела народного образования от 8 июля 1971 года № 341 перепрофилирована во вспомогательную школу-интернат №1 для детей с дефектами умственного и физического развития с 1 сентября 1971 года.С 2020 г. именуется «Специальная школа-интернат №1» управления образования ВКО