Использование авторской методической разработки «Сборник текстов для экспозиционного чтения и зрительных диктантов» на уроках чтения и развития речи, русского языка, а также на внеклассных мероприятиях
учитель русского языка и литературы КГУ «Специальная
школа-интернат №1» УО ВКО, педагог-исследователь
Крыкпаева Р.К.
Ведущая идея моего педагогического опыта заключается в создании и внедрении системы работы по развитию навыка чтения, а также интереса к чтению на уроках и во внеурочное время через использование различных форм, приемов и методов работы со школьниками. Диапазон опыта – единая система «урок – внеклассная работа». Опыт взаимосвязан со школьным образовательным процессом. Материалы методической разработки используются при составлении календарно-тематического планирования по чтению и развитию речи, а также по русскому языку. Темы текстов взаимосвязаны со сквозными темами КТП «Мир вокруг нас», «Путешествие. традиции и фольклор», «В здоровом теле – здоровый дух» и так далее. Воспитание у детей любви к чтению является основополагающей задачей любой школы, а для нашей школы это имеет особое значение, так как в специальной школе обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, которые имеют низкий уровень коммуникативной культуры, слабо развитый познавательный интерес.
Процесс внедрения системы развития интереса к чтению заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их вместе с учителем в процессе учебной деятельности, что соответствует концепции обновленного содержания образования. Предполагается, что учащиеся будут самостоятельно развивать функциональную грамотность, активно «добывать» знания, с большим желанием развивать коммуникативные навыки общения со сверстниками и взрослыми. Задача педагогов в ходе применения обновленного содержания образования, привить учащимся нормы морали, сформировать толерантность и уважение к другим культурам и точкам зрения, чему и учат книги.
Целью педагогической деятельности является развитие навыка чтения и интереса к чтению через использование современных подходов к обучению.
Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:
- Сформировать школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения, способами самостоятельной работы с текстом;
- Создать условия, направленные на развитие интереса к чтению, на развитие читательских умений и навыков школьников;
- Развивать коммуникативные умения сотрудничества, обучения в диалоге.
В соответствии с поставленной целью и задачами педагогической деятельности в рамках представленного опыта используются различные формы, методы и средства развития навыка чтения и интереса к чтению у школьников. Моя работа по развитию навыка чтения на уроках русского языка, а также чтения и развития речи реализуется по следующим направлениям:
- Формирование навыка чтения. Умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое).
Используемые приёмы: чтение слоговых таблиц, речевые разминки, игровые упражнения на развитие артикуляции, зрительного восприятия, внимания, чтение фраз с разной смысловой интонацией, силой голоса, чтение в парах, работа со скороговорками и т.д.
- Начитанность. Эта компетенция включает в себя следующие составляющие: знание изученных произведений, общее представление о литературоведческих понятиях их использование и понимание.
Используемые приёмы: изготовление собственных обложек к произведениям, книжек - малышек, проведение внеклассных мероприятий, таких как литературные викторины, праздники, инсценировки произведений.
- Умение работать с книгой. Выбор книг по жанрам, авторам, темам, работа со словарями.
Практической значимостью моей работы является то, что материалы могут быть использованы в работе учителей, заинтересованных в развитии навыка чтения и интереса к чтению у своих учащихся. При автоматизации читательских умений школьников одни авторы на первое место выдвигают необходимость развития оперативной памяти и внимания учащихся (И.Т. Федоренко), другие - систему особых упражнений и их многократный повтор (В.Н. Зайцев). Для реализации поставленных целей мною был разработан сборник текстов для экспозиционного чтения и зрительных диктантов, по методике И.Т. Федоренко и В.Н. Зайцева. Возникновение интереса к чтению невозможно без прочного навыка чтения. Годы работы убедили, что чем лучше ученик владеет техникой чтения, тем меньше он уделяет внимания аналитическому прочтению текста. Поэтому главную задачу обучения я вижу в том, чтобы ребенок не только овладел техникой чтения, но и мог понять прочитанное, пересказать, ответить на вопросы по тексту, чтобы процесс чтения стал для ребенка занимательным, удовлетворяющим его познавательные интересы.
Цель экспозиционного чтения: довести элементарные умения учащихся до автоматизма. У детей с ОВР слабо развита оперативная память. Ребёнок, дочитав предложение, забыл первое слово, не улавливает смысл предложения. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Запоминается не то, что перед глазами, а то, что мелькает. В моем сборнике представлены тексты зрительных диктантов, которые могут использоваться в качестве экспозиции в разных вариантах. Зрительные диктанты должны писаться ежедневно. Тексты диктантов подобраны с учётом сквозных тем по русскому языку и чтению. Таблицы для скорочтения предполагают ежедневные тренировки в чтении и письме трудных для написания и произношения слов. В качестве этих таблиц можно использовать словарные слова. Тексты для экспозиционного чтения предполагают следующие приёмы формирования навыков оптимального чтения: жужжащее чтение, ежеурочные пятиминутки чтения, чтение перед сном, самозамер скорости чтения, выразительное чтение с переходом на часть текста, чтение в темпе скороговорки. Это короткие стихотворения, небольшие рассказы, пословицы, скороговорки, мудрые советы. Использование в работе методики И.Т. Федоренко и Н.В. Зайцева положительно влияет на формирование орфографической зоркости и навыков оптимального чтения у детей. Эти упражнения могут быть проведены в течение урока в удобное время. Приведу примеры данных упражнений:
- Многократное прочтение, возвращение к прочитанному каждый раз для выполнения нового задания;
- Молния (чередуется обычное чтение с очень быстрым по команде «молния»);
- Чтение «слоговичков» (с помощью линейки строчки и столбики читаются коллективно, группами, выборочно);
- Упражнение над артикуляцией (чтение чистоговорок: жа-жа-жа – есть иголки у ежа, чи-чи-чи – у дома кирпичи, ща-ща-ща – папа нам поймал леща, ца-ца-ца – карета у крыльца);
- Скороговорки.
Навык чтения характеризуется такими качествами, как сознательность, беглость, правильность и выразительность. Для развития этих качеств я включаю специальные упражнения в каждый урок русского языка, а также чтения и развития речи.
В результате внедрения моей методической разработки в образовательную среду школы достигнуты значительные результаты. Читающие дети повысили свой навык чтения, а не читающие уже могут читать по буквам или даже по слогам. В 4 - 5 классе Анточик, Вельможин и Кузнецов читали по слогам. Сейчас, в 7 классе они уже могут читать целыми словами, а также понимают прочитанный текст и могут его пересказать. Нурсеитов в 4 - 5 классе вообще не мог читать, на данный момент он уже способен читать по слогам. Кузьменко также не мог читать, в настоящее время, в 7 классе он читает по буквам. В 6 классе Неретина, в результате работы со сборником текстов для экспозиционного чтения и зрительных диктантов стала читать лучше, может пересказать прочитанный текст по наводящим вопросам учителя. Скаков читал по буквам и слогам. В настоящее время он уже может читать целыми словами. Все учащиеся 5 – А класса пришли ко мне читающими, в результате работы со сборником текстов ребята стали читать более «бегло», Курманова и Минакова могут пересказать прочитанный текст с помощью учителя, по наводящим вопросам. У ребят из 5 – В класса есть небольшие сдвиги в положительном направлении. Бобрикова, Воронова и Дианов, учащиеся с умеренной умственной отсталостью, пока не могут читать, но способны усвоить необходимый программный минимум.
В текущем учебном году, ребята обучались дистанционно. После временного перехода учащихся на традиционную форму обучения в 4 четверти, поработав с ребятами очно, я могу сказать, что дети не утратили полученные навыки, каждый ребенок читает на прежнем уровне.
Каждая работа должна приносить результаты. Проведенная работа, позволила сделать вывод, что уровень развития читательских навыков значительно вырос, у ребят повысилась техника чтения, они понимают прочитанное, могут ответить на вопросы по тексту, некоторые ребята могут пересказать прочитанный текст.
В 2019 году моя методическая разработка «Сборник текстов для экспозиционного чтения и зрительных диктантов» была отправлена на областной междисциплинарный конкурс «Лучшая методическая разработка», проводимый учебно-методическим центром «Ассоциация социальных работников и волонтеров». В результате я заняла 1 место в номинации «Лучшая методическая разработка учителя».
Учебные программы специальных школ предусматривают наряду с формированием необходимых знаний учащимся максимальное развитие у них познавательных процессов. В своей практической работе я нахожу и совершенствую приемы, активизирующие познавательную активность школьников.
Одним из таких средств являются внеклассные мероприятия. Внеклассную деятельность нужно рассматривать как составную часть учебно-воспитательного процесса, как одну из форм организации досуга. Она способствует развитию читательского интереса и, как следствие, углублению полученных знаний, раскрытию индивидуальных особенностей каждого ученика, развитию творческой активности детей.
Существуют следующие формы внеклассных занятий:
- Беседа;
- Конкурс чтецов;
- Реклама книги;
- Литературный праздник;
- Литературная игра.
В своей практике я использую следующие формы работы:
- Библиотечные часы на базе школьной и городской библиотек;
- Посещение выставок книг;
- Проведение конкурса чтецов.
С приходом в школу ИКТ (Информационно-коммуникационных технологий) многие педагогические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения. Я провожу внеклассные мероприятия с использованием ИКТ в тандеме со школьным библиотекарем Дузбаевой А.Ж. с 2015 года. Учащиеся нашей школы принимают активное участие во внеклассных мероприятиях, конкурсах чтецов.
Главная цель мероприятий, проводимых совместно с библиотекарем — формирование у обучающихся целостной картины мира, приобщение учащихся к культуре. Демонстрация книг с акцентом на наиболее интересные иллюстрации в них, прочтение небольших занимательных отрывков прозы и поэзии. Такие внеклассные мероприятия дают учащимся первое представление о библиотеке, способствуют привлечению их в число читателей.
Наиболее интересные сценарии наших внеклассных мероприятий, были опубликованы в республиканском педагогическом журнале «Внеклассная работа в школе» в 2017, 2018 и 2021 годах.
На внеклассных мероприятиях я также использую свой сборник текстов для экспозиционного чтения и зрительных диктантов. Непрерывная работа с учениками по сборнику на уроках и внеклассных мероприятиях дает свои плоды.
В результате проделанной работы, отвечая на вопросы по содержанию текста, дети четко осознают кто добрый, а кто из героев злой, что хорошо, а что плохо. Дети, знакомясь с различными отрывками произведений, узнают, как нужно поступать в тех или иных ситуациях, учатся любить и прощать, узнают о последствиях своих поступков. Для учащихся чтение как процесс имеет еще одно значение – способствует формированию личности. Сопереживая героям произведения, они развиваются эмоционально, учатся любить, сочувствовать, прощать.
И в заключении своего доклада хочу отметить, что книга учит детей правильному отношению к жизни и влияет на формирование личности человека. Как старший друг и мудрый товарищ, «открывает глаза» на прекрасное в жизни, возвышая и облагораживая человека. И если мы хотим видеть учащихся нашей школы подготовленным к жизни, нужно сделать из них грамотных читателей.