РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
ЖУНУСОВА А.У.
Директор, учитель-дефектолог высшей категории,
КГУ «Специальная школа-интернат№1»
Управления образования Восточно-Казахстанской области,
Казахстан, город Алтай
МЕЛОМЕД Е.И.
Логопед, учитель-дефектолог, учитель-исследователь высшей категории,
КГУ «Специальная школа-интернат№1»
Управления образования Восточно-Казахстанской области,
Казахстан, город Алтай
Мақалада Шығыс Қазақстан облысы білім басқармасының "1 арнайы мектеп-интернаты" КММ даму бағдарламасына негізделген ерекше білім беру қажеттілігі бар балаларды оқыту мен дамытудағы жобалық әдіс-тәсілдердің өзектілігі мен тиімділігі туралы мәселелер қамтылған. Қазіргі қоғамның талаптарына сәйкес арнайы білім беру мекемесінің оқу-тәрбие процесінің міндеттерін кешенді шешудің практикалық бағыты мен мүмкіндігі көрсетілген. В статье освещены вопросы актуальности и эффективности метода проектной деятельности в обучении и развитии детей с особыми образовательными потребностями, который был положен в основу Программы развития КГУ «Специальная школа-интернат№1» Управления образования Восточно-Казахстанской области. Показана практическая направленность и возможность комплексного решения задач учебно-воспитательного процесса специального учреждения образования в соответствии требованиям современного общества. The article highlights the issues of relevance and effectiveness of the project activity method in the education and development of children with special educational needs, which was the basis for the Development Program of KSU "Special Boarding School 1" of the Department of Education of the East Kazakhstan region. The practical orientation and the possibility of a comprehensive solution of the tasks of the educational process of a special educational institution in accordance with the requirements of modern society are shown.
Эффективное решение проблем современного образования на уровне специальной школы возможно лишь при условии программно-целевого управления ее развитием, которое позволяет рассматривать школу как систему, обеспечивающую высокий уровень качества образования [1].
В соответствии с Программой развития на 2021-2025 гг. в КГУ «Специальная школа-интернат №1» УО ВКО проводится модернизация образовательного пространства путём обновления инфраструктуры образовательной организации, совершенствования учебно-воспитательного процесса, использования инновационных образовательных технологий в соответствии с современными требованиями общества [1].
Изменение содержания образования в школе проводится по следующим направлениям:
- создание условий для получения обучающимися с особыми образовательными потребностями (далее ООП) образования, ориентированного на социализацию и дальнейшее профессиональное обучение выпускников;
- эффективная реализация инновационных проектов, способствующих созданию новых технологий модернизации образовательного процесса;
- расширение профилей трудового обучения введением курса «Растениеводство»;
- расширение тематики элективных курсов;
- расширение содержания внеурочной деятельности курсами;
- совершенствование механизма реализации в образовательном пространстве школы системы комплексного сопровождения.
Необходимым условием модернизации образовательного пространства является обновление и оснащение учебного оборудования:
-оснащение мастерских для внедрения современных программ трудового обучения по востребованным на рынке труда профессиям;
-психолого-педагогического сопровождения и коррекционной работы с обучающимися с ООП (оборудование для кабинетов педагога-психолога, сенсорной комнаты, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, диагностические комплекты, коррекционно-развивающие и дидактические средства обучения);
-учебных кабинетов и помещений для качественного и доступного образования обучающихся с ООП, учащихся с инвалидностью;
- дополнительного образования обучающихся с ООП, в том числе для детей с инвалидностью (спортивного зала, кабинета ЗАДХ) [2].
В настоящий момент в школе реализуются пять проектов:
- «Реализация учебных программ обновленного содержания образования для учащихся с ООП». Результатом прогнозируется повышение качества образовательного процесса в соответствии с требованиями обновленного содержания образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
- «Школа-интернат – пространство возможностей на основе сотрудничества детей и взрослых». Направлен на повышение эффективности системы дополнительного образования во взаимодействии с урочной и внеурочной деятельностью.
- «Профессионально-личностная компетентность педагогического коллектива». Ставит своей целью совершенствование системы профессионального и личностного роста педагогических работников как необходимое условие современных образовательных отношений.
4. «Школа – территория здоровья». Создание здоровьесберегающей образовательной среды, условий для повышения компетенций учащихся, их положительной мотивации на образование, ориентации на духовно-нравственные ценности, обеспечение приоритета здорового образа жизни.
- «Информационно-образовательная среда». Создание современных условий для обучения и воспитания путем обновления инфраструктуры школы, изменения содержания и повышение качества образовательного процесса [3].
В рамках основных проектов разрабатываются и реализуются как долгосрочные, так и краткосрочные проекты с выходом на конечный продукт. Реализация этих проектов проходит в сотрудничестве администрации школы, методических объединений учителей и воспитателей, службы сопровождения школы, медицинских работников, библиотекаря.
Так, по проекту «Школа-интернат – пространство возможностей на основе сотрудничества детей и взрослых» в феврале 2022 года был проведён семинар-практикум по теме: «Новые подходы к социализации на основе сотрудничества детей и взрослых». На семинаре обсуждались задачи повышения психолого-педагогической компетентности педагогов в вопросах реализации этой образовательной области, совершенствования профессионального мастерства педагогов по формированию развития жизненных компетенций обучающихся с интеллектуальными нарушениями, развития аналитических, конструктивных и коммуникативных умений педагогов.
В рамках этого проекта педагогами в 2021-2022 учебном году реализовывались следующие проекты:
«Формирование методико-дидактического материала по предмету профессионально-трудовое обучение «Швейное дело» для специальных школ (для учащихся с интеллектуальными нарушениями)». Главными признаками положительного педагогического опыта являлись актуальность, новизна, результативность. Проект был направлен на систематизацию опыта и накопленного материала за время работы над проблемной темой «Формирование познавательной активности на уроках трудового обучения у детей с ООП через применение игровых приемов и наглядности», разработку пособий, включающих в себя наглядный и инструкционный материал. Активное участие в нём приняли учащиеся, на чьи интересы и были ориентированы результаты проекта. Успешностью реализации проекта стали результаты итоговых экзаменов, на которых все ученицы выпускного класса показали отличный результат.
«Наш край – Восточный Казахстан». Активные участники этого проекта – учащиеся среднего звена выполняли все виды работ, предусмотренные планом проекта: составляли календарь погоды, чертили планы школьного участка и группы, составляли коллажи, в том числе – большой, с пожеланиями и предложениями по развитию своего родного края, который явился продуктом совместной проектной деятельности. В рамках проекта учащиеся участвовали в конкурсе на образовательном сайте Азбука.КZ, где заняли призовые места. Совместно с воспитателем класса, с привлечением родителей, была организована работа по сочинению на тему «Моя малая Родина». Все ребята по окончанию проекта были награждены дипломами и грамотами.
«Художественное творчество» – долгосрочный проект. Цель – развитие творческих и регуляторных способностей детей среднего школьного возраста через художественное конструирование. В ходе реализации проекта учащимся создаются условия для развития и формирования художественно-творческих способностей детей, у них повысился не только интерес к аппликации, но и уровень художественных способностей, соответствующий возрасту: их работы стали ярче, разнообразнее, появились элементы проявления самостоятельности. Деятельностный этап включал в себя разработку сюжетно ролевых игр по теме проекта, подбор стихов, загадок, пальчиковых, коммуникативных игр, материала для бесед и игр, для опытов и экспериментов, создание компьютерных презентаций «Пластилинография», «Работа с 3D ручкой», «Техника оригами», оформление выставки «Какие разные работы», «Мир из окна».
Работа педагогического совета, который состоялся в марте 2022 года, прошла по теме «Внедрение метода проектной деятельности учащихся специальной школы в целях создания условий для их успешной социализации». Были рассмотрены проекты, которые запустились с 2021-2022 учебного года в воспитательный процесс:
«Сакральный Казахстан» - исследовательский проект, ориентированный на воспитанников старшего звена. Проект сконцентрирован на духовных святынях нашего края, несущих в себе общенациональный характер. Задачи данного проекта: ознакомление с сакральными местами Восточного Казахстана; воспитание уважительного отношения к истории и культурно-историческим памятникам; создание источников донесения информации (презентации, экскурсии, выставка); составление карты-схемы экскурсионных и туристических маршрутов. В рамках проекта была сформирована экскурсионная группа учащихся и педагогов, которая посетила музей-заповедник Берель. Трудно переоценить значимость соприкосновения с историей, памятью о далёких предках, красотой природы родного края. Учащиеся впечатлились увиденным и услышанным, получили новые знания и важные, положительные эмоции.
«Зелёная книга» - экологический проект с воспитанниками начального звена. Экологическое воспитание должно учить детей, понимать и себя, и то, что происходит вокруг, оно тесно связано с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе. Уметь видеть красоту окружающего мира, как всего ландшафта, так и отдельного цветка, капли росы, понять, что от состояния окружающей среды зависит здоровье человека. А чтобы сохранить своё здоровье, нужно жить в гармонии с природой и вести здоровый образ жизни. Реализация проекта создает благоприятные условия для непрерывного экологического образования и воспитания подрастающего поколения.
«Планета открытых сердец» – проект по духовно-нравственному воспитанию и «Школа+Семья=Успех» – проект по семейному воспитанию. В данных проектах вместе с воспитанниками среднего звена активное участие принимают родители. В процессе проектной деятельности у учащихся формируются и развиваются нравственные, общечеловеческие навыки, необходимые им для дальнейшей успешной социализации. Успех придает уверенность в собственных силах, порождает активность, способствует саморазвитию. Успех может быть и небольшим, внутреннего плана, например, первый выход на публику, или первое самостоятельное дело, а может быть и общепризнанным, когда в результате совместного труда побеждает коллектив.
Внутренний результат проектной деятельности – это накопление поведенческих, коммуникативных, организационных и других навыков. Как правило, все проекты, используемые в учебно-воспитательной работе, групповые, и каждый участник находится в одной из ролей (лидер, организатор, исполнитель), которые постоянно меняются. Каждый проект, внедрённый в учебно-воспитательный процесс, краткосрочный или долгосрочный, должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы педагоги, уже работающие над проектами, помогают детям соизмерять свои желания и возможности. Долгосрочные проекты разделены на промежуточные этапы, по результатам которых дети получат положительный успех [4,5].
Анализ первого опыта использования метода проектов в учебно-воспитательной работе показал, что нацеленность на конечный результат, помогает наилучшим образом организовать деятельность учащихся для его достижения, а также, возможность комплексного решения задач во время выполнения проекта, позволяет включить каждого участника в посильное для него дело, с учетом возраста и индивидуальных особенностей.
Итак, актуальность выбранной Программы развития школы, обусловливается необходимостью соответствия целей и задач учебно-воспитательного процесса учреждения образования требованиям современного общества с учётом меняющихся социально-экономических условий, обеспечением обучающихся с ООП условиями, способствующими развитию и реализации личностного потенциала каждого ученика в процессе обучения.
Работа начата, положительные результаты прогнозируются.
Список литературы:
1.Инструктивно-методическое письмо «Об особенностях учебно-воспитательного процесса в организациях среднего образования Республики Казахстан в 2022-2023 учебном году». – Нур-Султан: НАО имени И. Алтынсарина, 2022. – 320 с.
2.«Об утверждении Типовых правил деятельности организации дошкольного, начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, специализированных, специальных, организациях образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организациях дополнительного образования для детей и взрослых» (приказ Министра образования и науки РК № 385 от 31.08. 2022 г.);
3. Л.Д. Морозова. Педагогическое проектирование в коррекционной школе. Сфера М .,2010
4. Е.С. Евдокимова. Технологии проектирования М., 2008
5. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе [Текст]/ Белобородов Н.В. - М.: Аркти, 2006. 56с.