Доклад учителя Каблакатовой Е.В. на открытом заседания методического объединения учителей- предметников.
Тема: «Метод проектов, как педагогическая технология , на уроках истории и географии в специальной школе».
Для реализации нового подхода на основе личностно-ориентированного обучения, в своей работе я использую элементы проектной деятельности, которая наряду с оптимизацией учебно-воспитательного процесса предполагает развитие самостоятельного мышления, умения добывать информацию, прогнозировать и принимать нестандартные решения. Ценность работы над проектом состоит в том, что в процессе выполнения задания учащиеся осваивают ключевые компетенции: коммуникативные, учебно-познавательные, информационные, предметные, личностного саморазвития.
Предметы история и география обладают большими возможностями для привлечения внимания школьников к необычным фактам и процессам. Они используют все то, что возбуждает активное мышление, вызывает чувство нового, интерес к нему, радость удовлетворения любознательности.
Проект 9а кл. Тема: «Восточный Казахстан- моя малая Родина»
Тип проекта- информационно- исследовательский. Краткосрочный проект (время работы – 2 недели)
Цель проекта: изучение истории и географии экономического региона Восточный Казахстан. Воспитание у детей гражданско-патриотических чувств любви к малой Родине, уважительное отношение к историко-культурному наследию родного
края.
Ожидаемые результаты и продукты:
1.Углубленное изучение истории родного края
- видеоэкскурсии по сакральным местам ВКО
- видеожурнал и беседа об истории создании дороги через Оиновский перевал,
возникновение Бухтарминского водохранилища.
- Просмотр видеорепортажа про монетный двор в Усть- Каменогорске.
6.Сочинения на тему «Моя Малая Родина»
- Создание презентации.
В самом начале проекта, работая по плану, учащиеся 9 кл. активно участвовали в сборе информации- картинок, фотографий города Алтай, а так же населённых пунктов, где они проживают. Особенно активны были Андреянов Сергей , Кузнецова Дарья и Мезенцева Софья.
Изучая на уроках географии регион Восточный Казахстан, в рамках проекта, учащиеся знакомились с историей возникновения первых рудников и возникновения города Зыряновска, через видео-экскурсии путешествовали по сакральным местам ВКО- археологическим памятникам истории, заповедникам края. В беседе об областном центре городе Усть- Каменогорске, прошёл просмотр видеорепортажа о монетном дворе, находящемся в городе. Информация о том, что монетных дворов всего 3 на территории СНГ- в Казахстане, России и Украине была весьма интересна и видеосюжет активно обсуждался.
При написании сочинения «Моя малая Родина», изначально у Салтанбекова Дамира и Кузнецовой Даши возникли трудности-они считали, что ничего уникального и интересного нет в тех местах, где они живут. В процессе совместной работы в группах, обсуждении, бесед, видеопутешествий, сравнения нашего региона с другими- у всех участников проекта сложилось устойчивое мнение: лучше нет родного края! В своих сочинениях они описали уникальность природы малой Родины, улицы города, названные именами героев Великой Отечественной войны и то, как они любят свою семью. Презентацию составил Андреянов Сергей. Ребята с восторгом обсуждали именные слайды со своими фотографиями. Такие совместные проекты сближают коллектив подростков , повышают мотивацию к изучению предмета и прививают коммуникативные навыки. Презентация участвовала в конкурсе «Моя Родина- Казахстан» на сайте AZBUKA.KZ. Автор Сергей Андреянов получил диплом 1 степени.
Проект 6а класса «Мой край Восточный Казахстан»( долгосрочный проект- с сентября по май 2022г.)
Цель проекта: формирование у учащихся целостного представления о родном крае: природных богатствах, культуре, искусстве, истории.
Задачи проекта:
- создать условия для осуществления ученической поисковой и проектной деятельности через участие в конкурсах, конференциях, исследованиях;
- развивать познавательный интерес к изучению природы, истории, культуры Восточного Казахстана
- воспитывать у детей гражданско-патриотические чувства любви к малой Родине, уважительное отношение к историко-культурному наследию родного края;
- обобщить и систематизировать материалы краеведческой работы педагогов и учащихся с целью распространения своего опыта.
Новизна проекта. Одной из главных ступеней духовно-нравственного развития ребёнка, определённых в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Казахстана» является «осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края. Здесь наполняются конкретным, чувственно-выразительным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом».
Актуальность. Всегда, отправляясь в путь, нам хочется поскорее вернуться домой, в тот дом, где мы родились, на ту улицу, где выросли, в тот край, что мы зовём «малой Родиной».
Формы работы над проектом:
-изучение природы родного края;
-написание сочинений «Моя малая Родина»;
- выставка рисунков;- занятия внеурочной деятельности «Я – гражданин Казахстана», соответствующие тематике проекта;
- общешкольные мероприятия;
- беседы;
- проекты учащихся для конкурса;
-видеоэкскурсия по сакральным местам ВКО и этнографическим музеям;
- составление коллажа «Мой край».
При работе над проектом большую помощь оказала воспитатель Сембаева Анна Николаевна. Под её умелым руководством ребята выполняли такие задания, как составление календаря погоды, выполнение чертежа плана группы, написание сочинений «Моя малая Родина». Воспитатель грамотно организовала работу с родителями проживающих в Алтае детей.
Девиз проекта: Под одним шаныраком мы с тобою живём,
Вместе учимся, дружим, растём…
Вместе в ногу со временем новым идём!
В рамках проекта учащиеся участвовали в конкурсе «Моя Родина- Казахстан» на сайте AZBUKA.KZ. Диплом 1 степени получил Карабаев Мадияр в номинации «Кроссворд». Дипломы 1 степени получили Камбар Мурадым, Стебенева Кристина и Карабаев Мадияр в номинации «Лучший рисунок».
В конце проекта на итоговом мероприятии все ребята читали стихи, участвовали в викторине «Мой Казахстан», составляли коллаж с пожеланиями процветания и добра своей родной стране. Все учащиеся были награждены грамотами за активное участие в проекте.
На своих рабочих уроках я применяю элементы исследования и проектирования. Они присутствуют в различных формах и заданиях:
- Составление кроссворда по истории
-Работа в группах по географии- заполнение таблиц на закрепление пройденной темы «Тундра».
- работа с контурными картами
-7 кл.География. Мини- проект «Природные ресурсы и климат лесной зоны». Метод
проектирования с использованием кластеров.
- применение коллаборативного метода работа в парах и группах при составлении коллажей по теме «Природные зоны».
- составление синквейнов по истории
-упражнение с кластерами «МАТЕРИКИ И ОКЕАНЫ»
- 6 кл география. Задания для работы в парах- соеденить названия с картинками.
- опережающие задания на открытый урок в 6 кл.-показ опыта про свойства воды, изготовление плакатов на экологическую тему.
Достижения учащихся - мини- проекты- кроссворды для конкурса.(Егораев Н., Мезенцева С.- дипломы 1 ст.)
Участие в Международной олимпиаде по географии- ( Данилкин О. и Ефимов Е.- дипломы 2 степени, Вельможин Д. и Андреянов С. – сертификаты за участие).
В настоящее время проектный метод, как никакой другой, соответствует требованиям, предъявляемым к процессу обучения детей. Именно проектная методика позволяет организовать обучение путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, способствует развитию творческого мышления и познавательной активности школьников.