Обобщение и распространение педагогического опыта

Доклад  учителя  Каблакатовой  Е.В. на  открытом  заседания методического объединения учителей- предметников.

Тема:  «Метод проектов, как педагогическая технология , на уроках истории и географии в специальной школе».

Для реализации  нового подхода на основе личностно-ориентированного обучения, в своей работе я использую  элементы проектной деятельности, которая  наряду с оптимизацией учебно-воспитательного  процесса предполагает развитие самостоятельного мышления, умения добывать информацию, прогнозировать и принимать нестандартные решения.    Ценность работы над проектом  состоит в том, что в процессе выполнения задания учащиеся осваивают ключевые компетенции: коммуникативные, учебно-познавательные, информационные, предметные, личностного саморазвития.

Предметы история и география обладают большими возможностями для привлечения внимания школьников к необычным фактам и процессам. Они  используют все то, что возбуждает активное мышление, вызывает чувство нового, интерес к нему, радость удовлетворения любознательности.

 

РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

ЖУНУСОВА А.У.

Директор, учитель-дефектолог высшей категории,

КГУ «Специальная школа-интернат№1»

Управления образования Восточно-Казахстанской области,

Казахстан, город Алтай

МЕЛОМЕД Е.И.

Логопед, учитель-дефектолог, учитель-исследователь высшей категории,

КГУ «Специальная школа-интернат№1»

Управления образования Восточно-Казахстанской области,

Казахстан, город Алтай

Мақалада Шығыс Қазақстан облысы білім басқармасының "1 арнайы мектеп-интернаты" КММ даму бағдарламасына негізделген ерекше білім беру  қажеттілігі бар балаларды оқыту мен дамытудағы жобалық әдіс-тәсілдердің өзектілігі мен тиімділігі туралы мәселелер қамтылған. Қазіргі қоғамның талаптарына сәйкес арнайы білім беру мекемесінің оқу-тәрбие процесінің міндеттерін кешенді шешудің практикалық бағыты мен мүмкіндігі көрсетілген. В статье освещены вопросы актуальности и эффективности метода проектной деятельности в обучении и развитии детей с особыми образовательными потребностями, который был положен в основу Программы развития КГУ «Специальная школа-интернат№1» Управления образования Восточно-Казахстанской области. Показана практическая направленность и возможность комплексного решения задач  учебно-воспитательного процесса   специального учреждения образования  в соответствии требованиям  современного  общества. The article highlights the issues of relevance and effectiveness of the project activity method in the education and development of children with special educational needs, which was the basis for the Development Program of KSU "Special Boarding School 1" of the Department of Education of the East Kazakhstan region. The practical orientation and the possibility of a comprehensive solution of the tasks of the educational process of a special educational institution in accordance with the requirements of modern society are shown.

Эффективное  решение  проблем  современного  образования  на  уровне специальной  школы  возможно  лишь  при  условии программно-целевого  управления  ее  развитием,  которое  позволяет рассматривать  школу  как  систему,  обеспечивающую  высокий  уровень качества образования [1].

В соответствии с Программой развития на 2021-2025 гг. в КГУ «Специальная школа-интернат №1» УО ВКО проводится модернизация  образовательного  пространства  путём обновления  инфраструктуры  образовательной  организации, совершенствования учебно-воспитательного процесса, использования инновационных образовательных технологий  в соответствии  с  современными требованиями  общества [1].

Изменение содержания образования в школе проводится по следующим направлениям: 

- создание  условий  для  получения  обучающимися  с особыми образовательными потребностями (далее ООП)  образования,  ориентированного на социализацию и дальнейшее профессиональное обучение выпускников;

- эффективная  реализация  инновационных  проектов, способствующих созданию новых технологий модернизации образовательного процесса;

- расширение  профилей трудового  обучения  введением  курса «Растениеводство»;

- расширение  тематики элективных курсов;

- расширение  содержания  внеурочной  деятельности  курсами;

- совершенствование  механизма  реализации  в образовательном пространстве школы системы комплексного сопровождения.

Необходимым условием модернизации  образовательного  пространства  является обновление и оснащение учебного оборудования:

-оснащение  мастерских  для  внедрения  современных  программ трудового  обучения  по  востребованным  на  рынке  труда профессиям;

-психолого-педагогического сопровождения и коррекционной работы  с  обучающимися  с  ООП  (оборудование  для кабинетов педагога-психолога, сенсорной комнаты, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, диагностические комплекты, коррекционно-развивающие  и  дидактические  средства обучения);

-учебных  кабинетов  и  помещений  для  качественного  и доступного  образования  обучающихся  с  ООП, учащихся с инвалидностью;

- дополнительного  образования  обучающихся  с  ООП, в том  числе для детей с  инвалидностью  (спортивного зала, кабинета ЗАДХ) [2].

В настоящий момент в школе реализуются пять проектов:

  1. «Реализация учебных программ обновленного содержания образования для учащихся с ООП». Результатом прогнозируется повышение качества образовательного процесса в соответствии с требованиями обновленного содержания образования  обучающихся  с интеллектуальными нарушениями.
  2. «Школа-интернат –  пространство  возможностей  на основе сотрудничества детей и взрослых». Направлен на повышение  эффективности  системы  дополнительного образования  во  взаимодействии  с  урочной  и  внеурочной деятельностью.
  3. «Профессионально-личностная компетентность педагогического коллектива». Ставит своей целью совершенствование  системы  профессионального  и личностного роста педагогических работников как необходимое условие современных образовательных отношений.

4.     «Школа – территория здоровья». Создание здоровьесберегающей образовательной среды, условий для повышения компетенций учащихся, их положительной  мотивации  на  образование,  ориентации  на духовно-нравственные ценности, обеспечение приоритета здорового образа жизни.

  1. «Информационно-образовательная среда». Создание современных  условий  для  обучения  и  воспитания путем  обновления  инфраструктуры  школы,  изменения содержания и повышение качества образовательного процесса [3].

В рамках основных проектов разрабатываются и реализуются как долгосрочные, так и краткосрочные проекты с выходом на конечный продукт. Реализация этих проектов проходит в сотрудничестве администрации школы, методических объединений учителей и воспитателей, службы сопровождения школы, медицинских работников, библиотекаря.

   Так, по проекту «Школа-интернат  –  пространство  возможностей  на основе сотрудничества детей и взрослых»  в  феврале 2022 года был проведён семинар-практикум по теме: «Новые подходы к социализации на основе сотрудничества детей и взрослых». На семинаре обсуждались задачи повышения психолого-педагогической компетентности педагогов в вопросах реализации этой образовательной области, совершенствования профессионального мастерства педагогов по формированию развития жизненных компетенций обучающихся с интеллектуальными нарушениями, развития аналитических, конструктивных и коммуникативных умений педагогов.

 В рамках этого проекта педагогами в 2021-2022 учебном году реализовывались  следующие проекты: 

«Формирование методико-дидактического материала по предмету профессионально-трудовое обучение «Швейное дело» для специальных школ (для учащихся с интеллектуальными нарушениями)». Главными признаками положительного педагогического опыта являлись  актуальность, новизна, результативность. Проект был направлен  на систематизацию опыта и накопленного материала за время работы над проблемной темой «Формирование познавательной активности на уроках трудового обучения у детей с ООП  через применение игровых приемов и наглядности», разработку пособий, включающих в себя наглядный и инструкционный материал. Активное участие в нём приняли  учащиеся, на чьи интересы и были ориентированы результаты проекта. Успешностью реализации проекта стали результаты итоговых экзаменов, на которых все ученицы выпускного класса показали отличный результат.

 «Наш край – Восточный Казахстан». Активные участники этого проекта – учащиеся среднего звена выполняли все виды работ, предусмотренные планом проекта: составляли календарь погоды, чертили планы школьного участка и группы, составляли коллажи, в том числе –  большой, с пожеланиями и предложениями по  развитию своего родного края, который явился продуктом совместной проектной деятельности. В рамках проекта учащиеся участвовали в конкурсе на образовательном сайте Азбука.КZ,  где заняли призовые места. Совместно с воспитателем класса, с привлечением родителей, была организована работа по сочинению на тему «Моя малая Родина». Все ребята по окончанию проекта были награждены  дипломами и грамотами.

     «Художественное творчество» – долгосрочный проект. Цель –  развитие творческих и регуляторных способностей детей среднего школьного возраста через художественное конструирование. В ходе  реализации   проекта  учащимся создаются условия для развития и формирования художественно-творческих способностей детей,  у них  повысился не только интерес к аппликации, но и уровень художественных способностей, соответствующий возрасту: их работы стали  ярче, разнообразнее, появились  элементы проявления самостоятельности. Деятельностный этап включал в себя  разработку сюжетно ролевых игр по теме проекта, подбор стихов, загадок, пальчиковых, коммуникативных игр,  материала для бесед и игр, для опытов и экспериментов, создание компьютерных презентаций «Пластилинография», «Работа с 3D ручкой», «Техника оригами», оформление выставки «Какие разные работы», «Мир из окна».

 Работа педагогического совета, который состоялся в марте 2022 года, прошла по теме «Внедрение метода проектной деятельности учащихся специальной школы в целях создания условий для их успешной социализации». Были рассмотрены проекты, которые запустились с 2021-2022 учебного года в воспитательный процесс:

  «Сакральный Казахстан» - исследовательский проект, ориентированный на воспитанников старшего звена. Проект сконцентрирован на духовных святынях нашего края, несущих в себе общенациональный характер.  Задачи данного проекта: ознакомление с сакральными местами Восточного Казахстана; воспитание уважительного отношения к истории и культурно-историческим памятникам; создание источников донесения информации (презентации, экскурсии, выставка); составление карты-схемы экскурсионных и туристических маршрутов. В рамках проекта была сформирована экскурсионная группа учащихся и педагогов, которая посетила музей-заповедник Берель. Трудно переоценить значимость соприкосновения с историей, памятью о далёких предках, красотой природы родного края. Учащиеся впечатлились увиденным и услышанным, получили новые знания и важные, положительные эмоции.

 «Зелёная книга» - экологический проект с воспитанниками начального звена. Экологическое воспитание должно учить детей, понимать и себя, и то, что происходит вокруг, оно тесно связано с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе. Уметь видеть красоту окружающего мира, как всего ландшафта, так и отдельного цветка, капли росы, понять, что от состояния окружающей среды зависит здоровье человека. А чтобы сохранить своё здоровье, нужно жить в гармонии с природой и вести здоровый образ жизни. Реализация проекта создает благоприятные условия для непрерывного экологического образования и воспитания подрастающего поколения.

 «Планета открытых сердец» проект по духовно-нравственному воспитанию и «Школа+Семья=Успех»  проект по семейному воспитанию. В данных проектах вместе с воспитанниками среднего звена активное участие принимают родители. В процессе проектной деятельности у учащихся формируются и развиваются нравственные, общечеловеческие навыки, необходимые им для дальнейшей успешной социализации. Успех придает уверенность в собственных силах, порождает активность, способствует саморазвитию. Успех может быть и небольшим, внутреннего плана, например, первый выход на публику, или первое самостоятельное дело, а может быть и общепризнанным, когда в результате совместного труда побеждает коллектив.

Внутренний результат проектной  деятельности – это накопление поведенческих, коммуникативных, организационных и других навыков. Как правило, все проекты, используемые в учебно-воспитательной работе, групповые, и каждый участник находится в одной из ролей (лидер, организатор, исполнитель), которые постоянно меняются. Каждый проект, внедрённый в учебно-воспитательный процесс, краткосрочный или долгосрочный, должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы педагоги, уже работающие над проектами, помогают детям соизмерять свои желания и возможности. Долгосрочные проекты разделены на промежуточные этапы, по результатам которых дети получат положительный успех [4,5].

Анализ первого опыта использования метода проектов в учебно-воспитательной работе показал, что нацеленность на конечный результат, помогает наилучшим образом организовать деятельность учащихся для его достижения, а также, возможность комплексного решения задач во время выполнения проекта, позволяет включить каждого участника в посильное для него дело, с учетом возраста и индивидуальных особенностей.

Итак, актуальность  выбранной Программы  развития школы,  обусловливается необходимостью  соответствия  целей и задач  учебно-воспитательного процесса   учреждения образования  требованиям  современного  общества  с  учётом  меняющихся  социально-экономических  условий, обеспечением  обучающихся  с ООП условиями, способствующими  развитию и реализации личностного потенциала каждого ученика в процессе обучения.

Работа начата, положительные результаты прогнозируются.

Список литературы:

1.Инструктивно-методическое  письмо  «Об  особенностях  учебно-воспитательного  процесса  в  организациях  среднего  образования Республики Казахстан в 2022-2023 учебном году». – Нур-Султан: НАО имени И. Алтынсарина, 2022. – 320 с.

2.«Об утверждении Типовых правил деятельности организации дошкольного, начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, специализированных, специальных, организациях образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организациях дополнительного образования для детей и взрослых» (приказ Министра образования и науки РК № 385 от 31.08. 2022 г.);

3. Л.Д. Морозова. Педагогическое проектирование в коррекционной школе. Сфера М .,2010

4. Е.С. Евдокимова. Технологии проектирования М., 2008

5. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе [Текст]/ Белобородов Н.В. - М.: Аркти, 2006. 56с.

Использование авторской методической разработки «Сборник текстов для экспозиционного чтения и зрительных диктантов» на уроках чтения и развития речи, русского языка, а также на внеклассных мероприятиях

 

учитель русского языка и литературы КГУ «Специальная

школа-интернат №1» УО ВКО, педагог-исследователь

Крыкпаева Р.К.

Ведущая идея моего педагогического опыта заключается в создании и внедрении системы работы по развитию навыка чтения, а также интереса к чтению на уроках и во внеурочное время через использование различных форм, приемов и методов работы со школьниками. Диапазон опыта – единая система «урок – внеклассная работа». Опыт взаимосвязан со школьным образовательным процессом. Материалы методической разработки используются при составлении календарно-тематического планирования по чтению и развитию речи, а также по русскому языку. Темы текстов взаимосвязаны со сквозными темами КТП «Мир вокруг нас», «Путешествие. традиции и фольклор», «В здоровом теле – здоровый дух» и так далее. Воспитание у детей любви к чтению является основополагающей задачей любой школы, а для нашей школы это имеет особое значение, так как в специальной школе обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, которые имеют низкий уровень коммуникативной культуры, слабо развитый познавательный интерес.

Автор:  Темергалиев Ержан  Дегдарович  учитель физической культуры.

КГУ  «Специальная  школа  интернат №1»  УОВКО  город Алтай.

 

 

Приоритетной задачей образования становится развитие личности, и поэтому особую важность приобретает системно-деятельный  подход в обучении, который является основой организации   современного  урока.

Результат использования системно-деятельностного подхода  - развитие личности ребенка на основе учебных действий.

Передо мной возникли вопросы:

1.  Возможен ли системно-деятельностный подход на уроках физической культуры в условиях современной школы?

2. Направлен ли современный урок физкультуры на формирование у детей УУД (универсальных учебных  действий)?

3.Необходимо ли формировать УУД (универсальных учебных  действий)на уроках физической культуры и возможно ли это?

Современный учитель физической культуры, безусловно, дает положительные утвердительные ответы на данные вопросы. Я прекрасно понимаю, что развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего, через системно-деятельностный подход и формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса.

     На современном уроке физической культуры, как и на уроках по другим предметам, вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику,   я тоже в приоритет ставлю развитие способности ученика самостоятельно намечать учебные цели и искать пути их достижения. Чтобы подойти к планируемым результатам, также привлекаю обучающихся к поиску и использованию необходимых средств и способов достижения целей, учу контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.  Например, после выполнения комплекса упражнений спрашиваю учащихся: «Как вы думаете, для чего вы проделали данный комплекс?». Идёт живой диалог (интерактивное обучение),  мы вместе обсуждаем успехи и неудачи, анализируем  их, не унижая достоинства личности,  учимся оценивать поступки свои и чужие. К примеру, после проведения каждого этапа эстафеты идёт обсуждение результатов в командах. Тем самым  формируются оценочные суждения. Учащиеся пытаются оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения.  При этом развиваются физические качества (простая двигательная  реакция, быстрота, реакция на движущийся объект, реакция выбора).

     Дети  обучаются тактическим действиям (индивидуальным, групповым, командным; в нападении, в защите, на приёме, на страховке и т. д.), учатся сравнивать физические упражнения по критериям эффективности для решения различных задач, устанавливать причинно-следственные связи.      Обучающиеся на уроках и во время внеурочных занятий при развитии различных двигательных способностей, качеств (выносливость, скоростно-силовые качества и др.), выполняя различные упражнения, оценивают свои возможности. Дети проявляют характер, демонстрируют волевые усилия (например, в игровой (эстафеты, подвижные, спортивных командных играх) и соревновательной деятельности) т. е. идет формирование познавательных, коммуникативных, личностных и регулятивных УУД.

     Системно-деятельностный подход позволяет мне спроектировать УУД, которыми должны овладеть обучающиеся на уроке физкультуры.  Я всегда думаю, как лучше организовать собственную деятельность и деятельность учащихся, как найти путь к успеху, чтобы заинтересовать, «зацепить» ученика, сделать урок поистине интересным и познавательным.  Это сложный процесс, в котором необходимо использовать комплексный подход в применении разнообразных форм, средств, путей и методов физического воспитания.

На мой взгляд, урок необходимо организовать по-новому, обращаясь к разуму учащихся, к их ощущениям. На уроках физической культуры приоритет необходимо отдать самостоятельности учащихся (там, где это возможно и безопасно) так, чтобы  они сами решали двигательную задачу.

Для того, чтобы  ученик  правильно  выполнял  упражнения или  какое то  техническое  действие,  очень  часто  учитель сам  показывает  своим  примером как  оно  выполняется  и даже  принимает  участие,   например  в  спортивной  игре, подвижных  играх.  Это сближает ученика  и учителя,   проявляется  интерес   к занятиям   физической  культурой,   ребята с желанием занимаются.

Умственное развитие детей наиболее эффективно происходит в условиях элементарно-поисковой и проблемной ситуации, упражнений в развитии мыслительных операций. Задания должны соответствовать возрасту детей.

Используя дифференцированный подход, я учитываю индивидуальные возможности и особенности каждого обучающегося. Для этого мною создан банк данных о физическом состоянии каждого ученика, в котором я фиксирую уровень усвоения учащимися учебных заданий. Осуществить эту задачу мне помогает использование уровневой дифференциации по группам: по медицинским группам; по гендерному отличию; по физическому развитию; по психическим качествам.  Говоря о дифференцированном подходе, важно помнить о школьниках, отнесенных по состоянию здоровья к подготовительной, специальной медицинской группе, а так же о тех, кто пропускал занятия по болезни. Эти дети, в большей степени, чем другие, требуют к себе пристального внимания, которое должно проявляться в соблюдении принципов доступности, постепенности и последовательности при выборе упражнений, в дозировке нагрузки.

     Все это говорит о том, что урок физической культуры в школах в рамках системно-деятельностного подхода должен быть строго личностно-ориентированным.

Личностно-ориентированный подход на уроках физкультуры в школе выражается в следующих принципах: индивидуальное дозирование нагрузок, дифференцированный подход к детям, повышение мотивации к занятиям физической культурой.  Индивидуальное дозирование нагрузок заключается в том, что для каждого ученика отвожу определенный объем физических нагрузок, отличный от остальных. При этом он должен быть максимальным, но выполнимым, этим достигается оздоровительная направленность урока. Объем нагрузок зависит от того, как быстро обучающиеся достигают утомления, а вместе с тем устраняется неспособность, а самое главное и нежелание выполнять физические упражнения.

     На своих уроках я практикую современные технологии, методы и приёмы организации образовательного процесса, соответствующие требованиям системно-деятельностного подхода.

-Это здоровьесберегающие технологии, которые прививают гигиенические навыки, навыки правильного дыхания, приемы массажа, игр на свежем воздухе в целях закаливания, использование физических упражнений, имеющих лечебно-воспитательный эффект, корригирующих и коррекционных упражнений;

-Личностно-ориентированное и дифференцированное обучение - применение тестов и заданий с учетом уровня физической подготовленности и группы здоровья;

-Информационно-коммуникационные технологии - показ презентаций для улучшения мотивации к занятиям физическими упражнениями и в приобретении знаний основ физической культуры, создание спортивных сайтов, сайта учителя физической культуры, занятия научно - исследовательской работой.

- В работе с детьми я часто использую метод опережающего обучения. Этот метод предполагает, что изучая с учащимися программный материал, я включаю в уроки новые элементы, которые будут осваиваться в последующем. «Узнавание» учащимися этих элементов при дальнейшем обучении, позволяет им быстрее и эффективнее овладевать новым материалом. Преимущество этого метода в том, что он, увеличивая период времени на освоение нового материала, позволяет подтянуть слабых учеников до уровня лучших.

- Одним из эффективных методов, которые я также использую в своей работе, является метод комментированного управления. Суть метода в том, что ученик перед началом выполнения движения проговаривает вслух, как он будет его выполнять: какие движения и в какой последовательности он будет делать. Такое комментирование ученик осуществляет и по ходу выполнения упражнений. Это способствует осознанному усвоению системы знаний и овладению техникой двигательных действий.

- XXI век – век высоких компьютерных технологий. А нужно ли использовать средства ИКТ на уроках физической культуры? Разве это совместимо? Ведь физкультура – это, прежде всего, движение. Так в чём же заключается эффективность применения компьютера на уроке? В основной школе, например, закладываются основы техники двигательных действий (бросок баскетбольного мяча, низкий старт в лёгкой атлетике и т. д.), которые востребованы на всём протяжении обучения в школе. Но не всегда учитель сам может показать обучающимся данную технику. И использование компьютера создает правильное представление о технике двигательных действий. Исходя из моего опыта, я могу сказать, что проведение современного урока с использованием ИКТ позволяет успешно совмещать не только физическую, но и умственную работу, развивать интеллектуальные и творческие способности школьника.

   Высокая эффективность деятельностного подхода достигается правильным выбором методических приемов, каждый из которых должен пробуждать интерес учащихся к изучаемому двигательному действию, их активность в ходе его освоения, стремление к достижению лучшего результата. При прохождении одинакового для всего класса программного материала я видоизменяю и уточняю задания применительно к особенностям отдельных групп учеников. Например, когда школьники выполняют задания по бегу, я регулирую его скорость и продолжительность как для мальчиков, так и для девочек, а также хорошо, удовлетворительно и слабо подготовленных детей. При освоении техники двигательных действий я видоизменяю объем и характер подводящих упражнений в зависимости от способностей детей.

      Эффективность применения системно-деятельностного подхода подтверждается высокими показателями  качества обученности и спортивными достижениями моих воспитанников.

Рекомендации  по  реализации системно - деятельностного подхода на уроках ФК проводить через:

  1. Использование многообразных средств, методов и методических приемов обучения применения подводящих и подготовительных упражнений, расчлененного и целостного метода обучения, интенсивного метода обучения и развития двигательных способностей (проблемное и программированное обучение, метод сопряженного обучения и развития двигательных качеств, круговая тренировка, приемы и условия направленного «прочувствования» движений, методы срочной информации и др.), игровых и соревновательных методов, фронтальный, групповой и индивидуальных способов  организации урока.
  2. Использование разноуровневых заданий для обучающихся с учетом состояния здоровья, пола, возраста, физической подготовленности и индивидуальных особенностей детей.

А закончить мне хочется актуальными на данный момент словами британского государственного деятеля Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет». Хочется всем пожелать быть вдохновителями своих учеников!»

ЖУНУСОВА А.У.,

директор, учитель-дефектолог высшей квалификационной категории

КГУ «Специальная школа – интернат № 1» Управления образования  

Восточно – Казахстанской области, Республика Казахстан, г. Алтай

КАДУРКИНА О.В.,

педагог-психолог, квалификационной категории педагог-эксперт

КГУ«Специальная школа – интернат № 1» Управления образования  

Восточно – Казахстанской области, Республика Казахстан, г. Алтай

В статье рассматриваются вопросы организации психолого-педагогического сопровождения учащихся с нарушениями интеллекта и задержкой психического развития в условиях специальной школы - интерната. Раскрываются понятия медицинской и социально-педагогической модели оценки и поддержки обучающихся с ООП. Показана практическая работа службы психолого-педагогического сопровождения в специальной школе по пяти направлениям деятельности. The article deals with the organization of psychological and pedagogical support of students with intellectual disabilities and mental retardation in a special boarding school. The concepts of medical and socio-pedagogical models of assessment and support of students with special educational needs are revealed. The practical work of the psychological and pedagogical support service in a special school in five areas of activity is shown. Мақалада арнайы мектеп - интернат жағдайында ақыл-ойы бұзылған және психикалық дамуы тежелген оқушыларды психологиялық-педагогикалық сүйемелдеуді ұйымдастыру мәселелері қарастырылады. Ерекше білім беру қажеттіліктері бар білім алушыларды бағалау мен қолдаудың Медициналық және әлеуметтік-педагогикалық моделі ұғымдары ашылады. Бес бағыт бойынша арнайы мектепте психологиялық-педагогикалық қолдау қызметінің практикалық жұмысы көрсетілді.

О школе

Организована в 1959 году, как школа-интернат для детей из малообеспеченных семей. Постановлением Восточно-Казахстанского областного отдела народного образования от 8 июля 1971 года № 341 перепрофилирована во вспомогательную школу-интернат №1 для детей с дефектами умственного и физического развития с 1 сентября 1971 года.С 2020 г. именуется «Специальная школа-интернат №1» управления образования ВКО